На встречу с отцом сыктывкарка Татьяна Горячкина в майские дни обычно ходит в… Национальную галерею Республики Коми. Здесь вот уже сорок лет хранится портрет Северьяна Панева, написанный народным художником России Ремом Ермолиным.
Конечно, в семье Татьяны есть и фотографии Северьяна Федоровича. Но никакие снимки, считает дочь, не могут передать характер фронтовика из Прилузья, как этот портрет известного мастера.
— Я помню, как Рем Николаевич рисовал портрет, — говорит Татьяна. — Отец сидел на диване, они часами беседовали. Мне казалось, что рассказ отца о фронтовых буднях был необходим мастеру для написания портрета не меньше, чем правильный свет и точный ракурс. Но, к сожалению, в этом году встретиться с папой в Нацгалерее мне не удалось… Почему?
Этот вопрос дочери фронтовика «Трибуна» переадресовала главному хранителю Национальной галереи РК Ольге Панкрушевой.
— Работа Рема Ермолина никуда не исчезла — она хранится у нас в фонде, — ответила Ольга Кузьминична. — Мы ее выставляем в День Победы, правда, не каждый год. В прошлом году посетители галереи могли увидеть портрет фронтовика Панева, а в этом экспонируются другие работы…
Хранитель галереи сообщила, что к 70-летию Победы выпущен альбом произведений художников Коми, посвященных войне. Есть в нем и портрет Северьяна Панева.
Трагедия в красках
Вот что писал об этом портрете, созданном к 30-летию Победы, сам художник: «В портретной галерее фронтовиков образ Северьяна Федоровича Панева (1975) один из самых трагичных. В комнате, у стоящего подле окна стола, сидит хрупкий пожилой человек. Упершись обеими руками о палку, он смотрит невидящими глазами в окно. Его душу до сих пор бередят страшные воспоминания…»
Есть в записях художника пометки, показывающие, как тщательно он работал с теми, чьи портреты создавал: «Панев Северьян Федорович родился в деревне Керос Прилузского р-на. На фронт ушел в начале войны добровольцем. Воевал в составе 42-й гвардейской дивизии под Москвой, в Орловской области, на реке Десне, где его часть попала в окружение и выходила из него с боями. Комиссар батальона, участник Сталинградской битвы, освобождал Прагу, Будапешт, Вену. Четырежды ранен. Майор, инвалид войны 1 гр., слепой. Демобилизован в 1946 г. Награжден орденами Отечественной войны I степени, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За освобождение Праги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Встреча в лесу
По военной специальности Северьян Панев был сапером. При взятии деревни Петушки саперы под его руководством при огневом сопротивлении немцев извлекли около 200 противопехотных мин, перерезали проволочные заграждения, открыв дорогу нашим танкам и пехоте.
А близ населенного пункта Емлец, когда противник с 18-ю танками перешел в контратаку, Панев со своими товарищами-саперами принял удар на себя. Они удерживали плацдарм до подхода основных сил.
— Но почему-то отец любил вспоминать о войне другие истории, где не было смертей и ужасов, — рассказывает Татьяна Северьяновна. — Рассказывал, например, как после боев — дело было уже в Чехословакии — он с листком в руках пошел гулять по лесу. Папа был творческим человеком и в минуты затишья сочинял стихи. И в этот момент ему встретился немецкий офицер с оружием. Они замерли друг против друга. И вдруг немец, заметив карандаш и листок бумаги в руках противника, улыбнулся. И вмиг взаимная ненависть растаяла, враги разошлись в разные стороны…
Домой Северьян Панев вернулся израненным, контуженным и слепым, с кровоточащей раной на ноге. В Национальном музее РК сегодня хранятся его китель с орденами и записная книжка военных лет.
— Мы, дети, навсегда запомнили отца добрым, он никогда не повышал на нас голос, — рассказывает Татьяна Северьяновна. — Каждый год на 9 Мая папа надевал парадный китель с орденами, садился на диван к репродуктору и со слезами на глазах вслух считал залпы салюта в честь Дня Победы.
Екатерина МАКАРОВА.