Задолго до 9 Мая в России начался официозный марафон: чиновники и депутаты, позируя на камеры, произносят пафосные речи, обнимают ветеранов войны и тружеников тыла, вручают им цветы и юбилейные медали.
Манефа Павлиновна Нестеренко из поселка Вис Сосногорского района тоже ждет не дождется дорогих гостей. По ее словам, у нее есть много того, что хотелось бы показать руководству района: ветхий дом, старую печь, обвисшие обои, обвалившийся потолок…
Военная закалка
Родилась Манефа Павлиновна в Кировской области. Ей было 13 лет, когда началась война. Мужиков забрали на фронт, а вместо них в колхозе пахали дети.
— Сами поднимали зябь, корчевали деревья, сажали картошку и отправляли все выращенное на фронт, — вспоминает свое детство Манефа Павлиновна.
В Коми бабушка проживает с 1949 года, приехала сюда к сестре да так здесь и осталась. Сейчас Манефе Павлиновне 88 лет. По дому все делает сама — топит печь, ходит за водой к колодцу, чистит снег…
Силы уже не те
Живет бабушка одна. Дети давно выросли и разъехались. Правда, Манефу Павлиновну они не забывают, навещают. А в сильные морозы забирают ее жить к себе. Так и этой зимой Манефа Павлиновна месяц, пока трещали морозы, гостила у дочери Ангелины в поселке Водный Ухтинского района.
А по возвращении в Вис она ужаснулась: в доме обрушилась часть потолка.
— Штукатурка обвалилась ровно над тем местом, где стоит моя кровать. Если бы в тот момент я была дома, меня бы, наверное, убило тем огромным куском, — говорит Манефа Павлиновна.
Вообще, с первого взгляда видно, что дом на улице Набережной, 6 не пригоден для проживания: стены треснули, печь топить бесполезно — все продувает. По поводу улучшения жилья бабушка не раз ходила в поселковую администрацию, но безрезультатно.
— А в очереди вы стоите? — спрашиваю бабушку.
— Я и не знаю. Никаких бумаг я не получала, а сама ездить в Сосногорск и хлопотать не могу, — отвечает ветеран. — Силы уже не те. Наверное, власть считает — я и так проживу.
Можно, но сложно…
В поселке Вис мы связались с инспектором отдела по работе с территориями Татьяной Чучеляну. Она пояснила, что от Манефы Нестеренко в настоящее время нет письменных заявлений на улучшение жилищных условий. В отделе от бабушки есть лишь жалоба на шумных соседей, в связи с чем она и просит переселить ее в другой дом. Но жалоба датирована 2013 годом. А шумные соседи — не причина для переселения.
Впрочем, Т. Чучеляну сказала, что проблема разрешима — в поселке есть пустующие дома.
В отделе мне рассказали о том, что в феврале по просьбе Совета ветеранов в Висе обследовали дома участников трудового фронта. Проверяющие убедились — дом Нестеренко требует серьезного ремонта. Осмотр показал, что крыльцо дома, печь и труба частично разрушены, потолок провисает…
Специалист рассказала, что Манефе Павлиновне необходимо обратиться в администрацию Сосногорска с просьбой обследовать дом и добиться подготовки документов о его непригодности для проживания.
Что-то с памятью стало
Все это замечательно. Если бы не одно «но»: как 88-летняя старушка сможет подготовить соответствующие документы и пройти всю эту хлопотную процедуру, которая к тому же наверняка затянется?
Сама Манефа Павлиновна понимает, что без посторонней помощи в этом деле ей не обойтись. И в то же время бабушка наивно надеется: вдруг в канун великого праздника ее посетит районное начальство? И увидев, в каких жалких условиях живет ветеран тыла, хоть чем-то поможет?
Но почему-то представители районной власти не торопятся в гости к ветерану. И тогда корреспондент «Трибуны» решила сама позвонить в администрацию Сосногорского района. Увы, в отделе по работе с территориями так и не смогли вспомнить фамилию бабушки из поселка Вис.
— Но вы же поздравляете участников войны, тружеников тыла? — задала я вопрос сосногорским чиновникам. — Наверное, в этих списках есть и ее фамилия.
— Конечно, мы выезжаем к ним, — с энтузиазмом ответили в администрации. — Составляли акты обследований жилья. Но в дом Нестеренко пока не заходили.
Екатерина МАКАРОВА.