Смастерить в кустарных условиях воздушное судно — почти нереально. Это удается лишь единицам…
В свое время «Трибуна» рассказывала о талантливом мастере Константине Лодыгине из усть-куломского села Скородум, который на базе трактора пытался построить самолет. Увы, скородумский аэроплан не смог оторваться от земли — не хватило полетной силы.
В том же Усть-Куломском районе самодеятельный строитель вездеходов Геннадий Стаканов пытался построить вертолет. Но и эта задумка по разным причинам не осуществилась.
А вот интинец Евгений Анциферов создал-таки винтокрылую машину, которая уже несколько лет успешно поднимается в небо.
Рюкзак романтики
Евгений мечтал о геологии с детства и после службы в армии поступил в Ленинградский горный институт, на геолого-разведочный факультет.
Потом были годы работы на Полярном и Приполярном Урале. Не раз Анциферов попадал в опасные передряги. Однажды зимой он провалился в речку.
— 14 километров я прошагал словно ледяная статуя, — вспоминает он. — Наконец дошел до леса и разжег костер. А от серьезной простуды спасли спички, лимон, кусочки золотого корня и рафинада. Этот набор каждый геолог носит с собой на все случаи
жизни.
Но оказалось, романтика полевой жизни — плохой спутник жизни семейной. Избраннице Евгения не нравилась его походная жизнь. Геолог сделал выбор в пользу семьи — устроился в «Интауголь». И вот уже более тридцати лет на ремонтно-механическом заводе он готовит технику для новых лав.
Ищу человека
Еще в детстве будущий геолог страстно увлекался судомоделированием. Собирал модели кораблей, мастерил старинные парусники. Это увлечение он сохранил и по сей день.
Но корабль, как известно, живет не только в морской стихии. Недаром воздушные аппараты тоже называют кораблями. И как-то незаметно для себя инженер Анциферов увлекся созданием летной техники.
Начинал с малого — с создания дельталетов — сверхлегких летательных аппаратов с мотором и гибким крылом. Всего таких летательных «мопедов» Анциферов собрал десять штук. На дельталетах интинский шахтер налетал около 100 часов.
В беседе с Анциферовым я все время пыталась выяснить – какую практическую цель преследовал интинский самодельщик?
— Может, вы планировали на дельталетах добраться к недоступным, но заманчивым для охотников и рыболовов местам? — спрашиваю Евгения Георгиевича.
— Нет. Если смотреть на все с практической точки зрения, то я просто жег горючее. Мне было интересно: может ли рожденный ползать взлететь самостоятельно? А по натуре я не охотник и не рыбак. Бывало, интинцы просили отвезти за ягодами, на охоту, но я всегда отказывал. Согласился полетать на дельталете для дела лишь один раз — нужно было отыскать человека, потерявшегося в лесу.
Не надо считать рубли
Со временем Евгений Анциферов взялся и за конструирование вертолета. И сразу же придумал название будущего аппарата — «Джыдж кай». В переводе с коми — «Птенец стрижа».
Отливки винтокрылой машины Евгений начал делать в 2005 году, а до этого несколько лет он работал над чертежами, технологией сборки, накапливал материал. Многие детали будущего вертолета Анциферов отливал в печи, которую установил в своем гараже. Помогали ему в работе друзья-авиамоделисты.
Материал для вертолета Евгений Георгиевич собирал не на свалке, как многие самодельщики. Он хорошо знает, что высота не прощает ошибок, и потому покупал для «Стрижа» самые качественные, а значит, и самые дорогие материалы. К примеру, два 50-сантиметровых дюралевых прутка обошлись Анциферову в четыре с половиной тысячи рублей, кусочек капролона — в семь тысяч.
Ответить на вопрос, во сколько же в целом обошлось строительство «Стрижа», мастер не смог. Сказал, что бросил считать рубли, когда вертолет был готов процентов на тридцать. И уже тогда сумма затрат перевалила за 120 тысяч рублей.
«Выходит, мы нарушители…»
По словам изобретателя, уникальность его вертолета заключается в простоте конструкции, в том, что при минимальных размерах он очень устойчив в воздухе. Кроме того, у «Стрижа» нет вибрации, а главное, он довольно прост в управлении.
Испытания «Джыдж кая» Евгений Георгиевич начал три года назад. Штурвал вертолета доверил своему другу Анатолию. Тот опытный пилот, много лет летал на МИ-8.
— А у вас разве не было искушения самому испытать вертолет?
— А я летать не умею, — откровенно признался конструктор. — Поднимался, конечно, несколько раз. Но просто повисел над гаражом и сразу — вниз.
— Евгений Георгиевич, строгие чиновники даже на самоделках ездить не разрешают, не только – летать. Кто разрешил вам полеты?
— Никто не разрешал. Выходит, что мы нарушители, — говорит Анциферов. — Стараемся летать там, где нас никто не может засечь. А если точнее, мы и не летаем в прямом значении этого слова. Тут вот какое дело: вертолет надо обязательно испытать и написать инструкцию по эксплуатации. Но без пробных полетов этого не сделаешь. А без инструкции машину никто не зарегистрирует.
На сегодня вертолет налетал уже 16 часов (по 20-24 мин. непрерывного полета). Скорость – 75-80 км/час. Быстрее пока не получается – хотя бы потому, что пилот должен привыкнуть к машине.
О своем «птенце» Анциферов рассказал в соцсетях. Уникальным вертолетом заинтересовались в Англии и Бразилии, во многих азиатских странах. А в Чехию конструктора и вовсе приглашают на работу, сулят высокие заработки.
Но Анциферов всем отказывает. Говорит – уже слишком стар, чтобы по свету скитаться…
Екатерина МАКАРОВА.