Недавно в Госдуму РФ поступил законопроект о захоронениях солдат иностранных государств на территории России.
Депутат Михаил Дегтярев инициировал поправки в федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (в части захоронений военнослужащих иностранных государств на территории РФ). Он предложил устанавливать возле таких захоронений таблички с надписью: «Кто к нам с мечом пришел, от русского меча погиб» (на русском и на языке иностранных государств,
чьими гражданами были эти военные.) По мнению депутата, члена ЛДПР, это поможет предотвратить «героизацию военнослужащих иностранных государств и их союзников, воевавших с Российской империей или СССР».
Речь идет о всех военных захоронениях, включая могилы солдат армии Наполеона. Но понятно, что за давностью лет Наполеон сегодня мало кого волнует. Предметом обсуждения в Думе на первой осенней сессии станут кладбища, где покоятся останки солдат Второй мировой. По данным МИДа РФ, на территории бывшего СССР насчитывается сегодня 1722 немецких воинских кладбища, где похоронены в том числе союзники гитлеровцев — итальянцы, венгры, испанцы, румыны.
Штраус, но не композитор
В последнее время в Европе идет процесс уравнивания в правах ветеранов Второй мировой войны. Тем самым на одну доску ставятся агрессоры и их жертвы. Такой точки зрения придерживается немало бывших офицеров нацистской Германии. Представители Народного союза Германии даже предлагали создать на военном мемориале Россошки (крупнейшем воинском кладбище в Волгоградской области, где находится около 50 тысяч могил) постоянно действующую экспозицию: разместить на стендах информацию о немецких солдатах, военных врачах и офицерах.
«Очевидно, что и в Германии, и в ряде стран, чьи войска воевали на территории современной России, существуют люди, желающие заменить рассказы о страданиях населения чужой страны на скупую информацию о тактике и стратегии боевых действий и биографии военачальников», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В прошлом году, кстати, всерьез обсуждалась идея установить в международном аэропорту Волгограда бюст Франца-Йозефа Штрауса, бывшего премьер-министра Баварии и председателя наблюдательного совета Airbus. Тогда местные СМИ подняли шум, напомнив всем, что г-н Штраус был еще и офицером-зенитчиком, воевавшим в Сталинграде в составе шестой армии Паулюса.
Лагерные кладбища
В советское время за немецкими кладбищами никто не ухаживал. Слишком глубока была рана, нанесенная страной-агрессором. Активное обустройство мемориальных кладбищ немецких солдат началось после 1992 года, когда между Российской Федерацией и ФРГ было подписано соответствующее межправительственное соглашение. С тех пор на кладбищах появились памятники и новые захоронения.
По словам историка Михаила Рогачева, на территории Коми тоже погребено немало бывших офицеров вермахта. Правда, отдельных немецких кладбищ нет. Формально эти офицеры были не военнопленные, а заключенные Воркутлага. Соответственно, и хоронили их как зэков на кладбищах лагпунктов.
Известный в республике краевед Анатолий Попов вспоминает, что в Воркуте было одно кладбище, которое называлось «немецким». Небольшое захоронение, которое в 90-х годах, с появлением «Мемориала», было приведено в порядок. Находится оно, если ехать из города по Северному кольцу, сразу за Вторым районом. Но похоронены там, скорее всего, трудармейцы, а не пленные. Все военнопленные по договоренности Аденауэра и Хрущева были освобождены и вывезены из Коми и СССР.
Как рассказал Анатолий Попов, улица Московская в городе первоначально была выложена шестигранником из дерева. «Очень добротно было выполнено и хорошо смотрелось даже в 1959 году. А потом началась власть бетона, использование которого в дорожном строительстве до того было строжайше запрещено, и можно было получить строгий партийный выговор.Немного спустя, когда первый секретарь обкома А. Дмитрин приехал в Воркуту, ему очень понравилась улица Московская, и он поинтересовался, кто так старательно выполнил эту работу. Ему дали понять, что речь идет о заключенных немцах.
Кстати, бывший главный архитектор Воркуты и по совместительству председатель воркутинского «Мемориала» Виталий Трошин создал карту лагерной Воркуты и нанес на нее все лагпункты и кладбища…
Дело не в табличках
Внося свое предложение о табличках со словами, которые приписывают «киношному» Александру Невскому, депутат Госдумы, вероятно, руководствовался патриотическими соображениями. Но нужны ли такие таблички в принципе? Тем более что финансирование расходов по их установке предлагается возложить на те государства, чьи солдаты захоронены на военных кладбищах. А что если и к России будут предъявлены аналогичные условия? Ведь российские (советские) захоронения солдат Второй мировой войны расположены в 49 государствах. А подписанных Соглашений о взаимном поддержании мемориалов, кладбищ или братских могил в надлежащем состоянии у нас только 11: с Германией, Австрией, Венгрией, Испанией, Монголией, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Чехией и Японией.
Сегодня законопроект направлен на обсуждение в различные организации, в том числе в Общественную палату России.
Думается, однако, что есть дела гораздо более важные, чем таблички. В память о наших солдатах, погибших в Великой Отечественной войне, привести в порядок все воинские захоронения, мемориальные комплексы, памятники, обелиски, мемориальные доски и могилы ветеранов. И наконец, позаботиться о достойной старости тех, кто еще жив, – о тружениках тыла и «детях войны».
Лиля ВОВК.