Каковы причины страшного заболевания, что ему способствует, можно ли им заразиться?
Василий Прокопьевич,
Усть-Вымский р-н.
Кто подвержен?
Рак в большинстве случаев поражает пожилых людей. А население Земли стареет. Медицина все успешнее борется со многими другими заболеваниями, в итоге больше людей доживает до того возраста, когда начинает развиваться рак. Именно из-за этого парадокса в России онкозаболеваний сегодня меньше, чем в Европе и США: немало россиян умирает от инфарктов, инсультов и других болезней, когда им нет еще 60 лет и риск развития рака не столь велик.
Одна из главных причин роста числа онкозаболеваний — последствия массового курения. В России огромное, просто невероятное число курящих — до 75% только среди мужчин! Многие из курильщиков, если доживают до старшего возраста, заболевают раком легких, гортани, печени, мочевого пузыря.
Второе место в появлении рака занимают, как утверждает известный ученый-онколог Антон Бернс, инфекции и вирусы. Сам рак не заразный. Заразиться можно вирусом, который вызывает в организме изменения, ведущие к началу онкозаболеваний. Например, хронические вирусные гепатиты В и С (передающиеся чаще всего при использовании шприцев для наркотиков и при незащищенных половых актах) повреждают печень. Организм пытается восстановиться, клетки начинают активно делиться. При этом возникает воспаление, и велик риск перерождения части клеток в раковые.
Есть и другие вирусы, связанные с высоким риском рака. Например, рак шейки матки у женщин чаще встречается у тех, кто имеет много половых партнеров. Потому что такой вид рака возникает при заражении папиллома-вирусом, передающимся половым путем. От этого вируса есть вакцина, и она работает отлично. Проблема в другом.
Как показывает практика, вакцина может дать неожиданный негативный эффект. Девушка думает: «Теперь защищена, поэтому можно не обследоваться регулярно у гинеколога, не заботиться о предохранении при сексе». На самом же деле прививка защищает примерно от 80% разновидностей папиллома-вируса, но не от всех, и уж никак не спасет от заражения гепатитами В, С и другими опасными заболеваниями, передающимися половым путем. Так что нужно трезво оценивать эффект вакцинации, разумно подходить к выбору партнеров и не пренебрегать посещением врача.
Надо еще подчеркнуть, что вакцина защищает лишь в том случае, если прививают девочек до начала их половой жизни, а потом повторяют вакцинацию в 19-20 лет. Девушкам же более старшего возраста
А. Бернс очень советует регулярно сдавать анализ (мазок) на папиллома-вирус и проходить осмотр у врача. Рак шейки матки легко обнаружить на ранней стадии, когда он хорошо лечится.
Другие опасности
Известна еще одна группа онкоопасных герпес-вирусов, в том числе вирус Эпштейн-Барра, который часто проявляется как ангина. Этот вирус повышает риск развития лейкемии.
По поводу известного мнения, будто рак желудка может вызывать бактерия хеликобактер пилори, которая, мол, передается, например, при поцелуях либо при пользовании общей посудой, А. Бернс возражает, что сама по себе эта бактерия не может вызывать развитие рака. Но она поражает слизистую желудка, что приводит к язве. И запускается тот же механизм, что и при повреждении печени при гепатите. То есть в итоге риск рака действительно растет. Но ученый утешает: сейчас язва желудка, вызванная хеликобактером, прекрасно лечится.
Кстати, исследования ученых американского Национального института рака показали, что с повышенным риском рака груди, кишечника, щитовидной и поджелудочной желез и ряда других онкозаболеваний связано также ожирение, которым страдает сейчас огромное количество землян.
В России
Главный онколог Минздрава РФ, директор Российского онкологического научного центра им. Блохина Михаил Давыдов подтверждает, что у нас в стране заболеваний раком меньше, чем на Западе, зато смертность выше. Причина — поздняя постановка диагноза.
На Западе налажена быстрая и точная диагностика на самых ранних стадиях заболевания. К примеру, в США от рака молочной железы излечивается 95% женщин, в России же только по официальным данным — всего 60%.
По статистике быстрее всего растет у мужчин онкозаболеваемость предстательной железы, кожи (меланома) и центральной нервной системы (опухоль), у женщин — почка, мочевой пузырь и шейка матки. М. Давыдов объясняет это острой нехваткой высококвалифицированных кадров, способных работать на современной технике, которой также не хватает. Как и лекарств. Единственное, в чем мы дадим фору любой стране мира, – хирургия. Но если бы только ею, восклицает главный онколог Минздрава, можно было вылечить онкологию!
В Коми
О состоянии борьбы с раком в нашей республике с ее огромными «глубинками» подробно рассказывалось в «Трибуне» в марте 2008 года — в беседе с тогдашним главным врачом Республиканского онкодиспансера, депутатом Госсовета РК Владимиром Косовым («Рак не пятится, рак наступает…»).
Владимир Алексеевич привел тогда такую цифру: «Ежегодно от рака умирают почти 1,5 тысячи жителей Коми». То есть за несколько лет республика теряет население целого сельского района. Печальная статистика объяснялась не только плохой экологией в ряде местностей и невысоким уровнем жизни северян. Главная проблема — в состоянии самой медицины. Отрицательно повлияло исчезновение в 90-х годах минувшего тысячелетия по сути чуть ли не всей онкологической службы. Если в советское время врачи этой специальности работали во всех городах и районах Коми, то в результате революционных реформ нашей жизни эта служба осталась лишь в Сыктывкаре да, в урезанном виде, в Воркуте.
Тысячи людей обречены на смерть
В итоге в Республиканский онкодиспансер половина больных стала поступать в таких запущенных стадиях рака, что спасти их бывает уже невозможно, можно только облегчить их страдания и несколько отдалить летальный исход.
В 2008 году на учете стояло около 14 тысяч онкобольных, которые требовали постоянного наблюдения. Многие из них должны появляться в онкодиспансере один раз в три месяца, другие — раз в полугодие, третьи — раз в год. Особенно сложно приходится сельским больным: не у всех в Сыктывкаре есть родственники и хорошие знакомые, денег на дорогу и гостиницу у многих тоже нет. В результате многие пациенты в назначенное время не приезжают, запуская свою болезнь.
Тогдашний главврач ракового диспансера честно рассказал и о массе других трудностей в работе: об острой нехватке онкологов, медсестер и санитарок, квартир для них, коек для больных и лекарств…
Два условия
Что изменилось за последние семь лет? Вот что сообщил нам доктор Владимир Косов, ныне председатель комитета Госсовета по законодательству и местному самоуправлению:
— В свое время «Трибуна» сподвигнула депутатов и правительство на резкое повышение финансирования этой важной области здравоохранения. Далеко не все депутаты и члены правительства знали реальное положение с онкозаболеваниями. Была разработана соответствующая программа для улучшения положения, на реализацию которой за эти годы было выделено почти полмиллиарда рублей. Это позволило закупить современную технику, отремонтировать здание диспансера. Во всех районных и городских поликлиниках восстановлены ставки врачей-онкологов. Правда, их обязанности стали исполнять пока в основном хирурги.
Уже в будущем году войдет в строй поликлиника в больничном городке Сыктывкара, которая будет оснащена высококлассным оборудованием. Ждать положительных результатов этого можно только через несколько лет.
Кардинального улучшения положения не достичь, если не совместить два фактора. Необходима эффективная работа первичного звена в районах: прохождение гражданами диспансеризации для выявления пациентов с подозрением на онкозаболевания, желание их самих пройти полное обследование в назначенные сроки. Выявилась опасная болезнь — сразу лечить! Второе условие: подготовка квалифицированных кадров, способных использовать современную технику. Переломить ситуацию можно только совместными усилиями медиков, власти и самих граждан.
А пока 45 процентов раковых больных (уже не совсем половина, как в 2008 году) продолжают поступать в Республиканский онкодиспансер с третьей и четвертой стадиями заболевания, что не только затрудняет лечение — для него требуются очень большие затраты, которые все равно редко спасают запущенных больных от летального исхода.
Алексей АРДЫШЕВ.