С 8 по 12 апреля в Сыктывкаре прошел благотворительный показ фильмов-лауреатов Международного фестиваля «Сталкер».
За четверть века своего существования «Сталкер» объездил более сотни городов. Причем в Сыктывкаре он гостил уже пятый раз, за что следует поблагодарить дирекцию АУ РК «Комивидеопрокат».
«Сталкер» — это фестиваль для самых умных и «продвинутых» зрителей. Таковых в столице Коми, к счастью, немало. Это отмечают практически все заезжие режиссеры, в том числе и Александр Котт.
На счету этого 46-летнего режиссера уже более 30 полнометражных художественных фильмов, включая новогоднюю сагу «Елки». Однако известность Котту принесли куда более серьезные ленты. Такие как «Герой нашего времени» и «Конвой PQ-17», «Брестская крепость», телесериал «Троцкий».
Фильм «Спитак», который режиссер представил сыктывкарским зрителям, был снят в прошлом году, к 30-летию самого страшного землетрясения, случившегося в Армении 7 декабря 1988 года. В этой катастрофе погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, более полумиллиона остались без крыши над головой.
«Трудно было не сойти с ума»
По словам режиссера, «Спитак» не из тех проектов, которые придумываются за один день, а снимаются за неделю. Работа над ним была долгой. Десять лет сценарий, написанный Мариной Сочинской, кочевал по разным студиям. Наконец, откликнулись продюсер Елена Гликман и кинокомпания «Теле100». Проект поддержали министерства культуры Армении и России.
— Это не экшен, это фильм-реквием. Кино про человека, который нашел себя, к сожалению, в результате трагедии, — рассказал Котт на встрече со зрителями после показа. — Съемочный процесс тоже был не из легких: картину снимали почти три года, и я сам несколько раз порывался уйти из проекта. Трудно было не сойти с ума от контраста «кино — реальность». Казалось, вот только что люди-актеры вытаскивали из-под завалов трупы детей и все были на грани нервного срыва, а вечером, после съемок — традиционное армянское гостеприимство, хаш за общим столом, смех…
Да, пожалуй, это было самым сложным: сделать чужую боль своей. Но, как режиссер, я не мог поддаваться эмоциям. И когда у актеров бывали такие всплески, всегда повторял: «Тише, спокойнее». Не допускал, чтобы они впадали в истерику.
Спасатель умер от ужаса
Зрители отметили, что в картине действительно много «тишины» и очень тонкая, «говорящая» музыка.
— Я не использую запрещенные приемы. Например, чтобы заплакал ребенок. Не давил на эмоции, не старался манипулировать зрителем. Как рассказывали мне очевидцы трагедии, к трупам быстро привыкаешь. Потом люди просто делали свою работу. Все эпизоды фильма реальны. В том числе тот, где французский спасатель, увидев целый класс задохнувшихся детей, умер от сердечного приступа.
Музыку написал Серж Танкян — армянский рок-музыкант, живущий в Америке. С ним поначалу было сложно. Он очень быстро написал вариант, который мне совсем не понравился. Эта музыка была… голливудская. Я пытался объяснить. Понимаешь, говорил я, есть виноград, а есть изюм. Мне нужен виноград, музыка, состоящая из ветра, камней… В итоге, как мне кажется, все получилось.
— Если фильм вызывает слезы даже у мужчин, это дорогого стоит, — высказал свое мнение режиссеру один их участников просмотра. — 30 лет прошло, но люди помнят об этой трагедии.
Общая беда
— В России уже стали понемногу забывать, а для Армении — это до сих пор открытая рана. Землетрясение стало общей бедой, которая сплотила всю страну, несмотря на то, что СССР на тот момент уже начал разваливаться. По сути это была последняя общая трагедия и последнее общее сопереживание. Я тоже помню, хотя мне в ту пору было 13-14 лет. Мы в классе собирали деньги детям Армении.
«Мы тоже помним», — кивала в ответ добрая половина зала. В Армению восстанавливать разрушенные землетрясением города Спитак, Ленинакан, Кировокан, Степанаван ездили сотни строителей, врачей, студентов из Коми АССР. Во всех организациях, школах, библиотеках собирали деньги, добровольно перечисляли свои однодневные заработки.
Сыктывкар — как фактура для кино
На традиционный вопрос о планах режиссер рассказал, что собирается снимать фильм о Шостаковиче. Точнее, о музыкантах, которых композитор собирает для исполнения своей знаменитой Ленинградской симфонии. После первой блокадной зимы в городе трудно было найти музыкантов, кто в состоянии был играть на духовых инструментах. У них не было сил, чтобы просто — дуть…
Ответил режиссер и на вопрос, как ему Сыктывкар. «Апрель, город без макияжа. Понравилось?»
— Очень. Это же кино! Деревянные дома, синие сохранившиеся бараки. Скажу цинично: я не представляю, как в них жить, но для кино это уникальная фактура. Мало где такое еще осталось.
— Приедете снимать?
— Пока не знаю, но в голове — держу.
Лиля ВОВК.