В начале 90-х в коми деревнях прекратились централизованные закупки картофеля, овощей, мяса, яиц, рыбы, дичи. Раньше крестьянин знал — все, что он произведет, можно будет легко продать кооператорам. Но уже в первые рыночные годы все кардинально изменилось.
Реформаторы уповали на развитие конкуренции. На самом деле все вышло иначе — коммерсанты не смогли обеспечить устойчивый спрос на продукцию коми села. Ведь они ориентированы только на извлечение прибыли. И если в соседней Кировской области или даже в Чувашии был высокий урожай картошки и овощей, перекупщики устремлялись туда. А местные производители продавали свое за бесценок, чтобы компенсировать хотя бы часть затрат. Потом на рынок обрушилась дешевая импортная продукция. Она и довершила уничтожение деревни.
Засевая поле картофелем или овощами, крестьянин не знает, удастся ли ему по осени сбыть урожай и по какой цене. Невозможно ведь каждый раз, бросая семена в землю, надеяться, что выращенное тобой потребуется лишь в том случае, если засуха уничтожит посевы на юге или Путин вдруг введет продовольственное эмбарго.
Во многих селах люди перестали держать скотину, выращивать картошку даже для себя — проще осенью наняться на уборку урожая к фермеру и заработать несколько мешков на зиму. И все нынешние заклинания вернуться к импортозамещению — глас вопиющего в пустыне. В деревне мало кто готов поверить в эти призывы. Поскольку нет гарантии, что сбыт сельхозпродукции будет обеспечен не на одну осень, а на годы вперед.
Такую гарантию в советское время давала потребительская кооперация. Эта структура десятилетиями была надежным партнером селян: и крупных совхозов, и каждого отдельного деревенского хозяйства. Сажая ту же картошку, человек знал, что по осени он сможет продать ее кооператорам, которые затем обеспечивали продукцией коми крестьян все северные города республики. В 1990 году кооператоры приняли у совхозов и населения 24 тысячи тонн картошки. В результате огромные средства поступили в деревню, позволяя ей жить, развиваться, строить планы на будущее.
Товарооборот потребительской кооперации в республике накануне рыночных реформ составлял 30 процентов республиканского. Сейчас он свелся к одному проценту.
То, что сегодня называется Союзом потребительских обществ республики (15 человек), — жалкая пародия на прежнюю мощную организацию. У этого союза нет ни людей, ни денег, ни материально-технической базы. Прежние торгово-закупочные базы давно закрылись. Но если всерьез говорить о возрождении села, увеличении производства картофеля, овощей, мяса и молока взамен импортного, начинать нужно именно с возрождения и развития потребкооперации.
Василий ЛОДЫГИН, бывший директор торгово-закупочной базы Комиреспотребсоюза.