Чиновник — существо бесполое. И не только потому, что на службе пол не имеет значения. Чиновник еще и размножается делением. При агамогенезе (так биологи называют размножение делением класса бесполых) организм воспроизводит себя самостоятельно, без всякого участия другой особи: только что было одно создание, глядь, а их уже двое…
Ни таможни, ни контрабандистов
В самом начале «великой чиновничьей революции» (она произошла вскоре после распада СССР) всей экономикой республики, а также культурой и другими отраслями руководили по сути из одного здания — Совета Министров, который находился по адресу: улица Коммунистическая, 8.
В этом же здании ютился Верховный Совет Коми АССР, а затем и Республики Коми. Точнее, ютились одни аппаратчики, поскольку депутаты в те времена одновременно с разработкой законов добывали уголь, рубили лес и пахали землю, а в здание на Юбилейной площади (так тогда называлась Стефановская) съезжались только на сессии.
Местным чиновникам в те времена еще было кем руководить. Это сегодня экономикой управляет рынок, а также вертикально-интегрированные компании, головные офисы которых находятся в Москве и Питере. Эти компании фактически не зависят от региональных властей.
В эпоху плановой экономики чиновник-счетовод (счетами называли советский калькулятор с костяшками вместо кнопок) был главным действующим лицом: от того, как он посчитает, зависело — будет ли на полках магазинов затоваривание или, наоборот, какой-то товар станет дефицитом.
Конечно, и в те времена основными отраслями рулила Москва. Но и республиканские чиновники не сидели без дела. В Коми имелось, к примеру, Министерство местной промышленности. И сама местная промышленность тоже существовала. Правда, на обувной фабрике «Олень» шили лишь скромные тапочки, на Сыктывкарском заводе металлоизделий клепали мышеловки и так называемые «лентяйки» (швабры с металлической защелкой для тряпки), а на фабрике «Комсомолка» прострачивали километры простыней. И все-таки — это была промышленность!
А сейчас, как говорил незабвенный Павел Верещагин, «таможни нет, контрабандистов нет». Государственных фабрик и заводов — тоже. «Лентяйки» клепают в Китае, простыни привозят из Турции. Тем не менее при почти полном отсутствии местной экономики в Коми функционируют сразу несколько экономических министерств: Минпром, Минэкономики, Минархстрой, Минсельхоз.
Закон сохранения
Исполнительные органы власти РК сегодня насчитывают три десятка полнокровных «контор». Одних только министерств у нас — десять. Плюс четыре ведомственные службы и семь отраслевых агентств. Кроме того, различные комитеты, инспекции, управления, представительства… И всем им где-то надо жить, функционировать, «разрабатывать стратегии».
По данным Комистата, на начало прошлого года (более свежей статистики пока нет) в органах государственной власти и местного самоуправления трудились 13763 человека.
Кстати, вопреки расхожему мнению о том, что чиновники плодятся как кролики, статистика фиксирует в последние годы некоторое снижение численности «государевых» людей. Сокращаться они начали с 2010 года, до этого наблюдался бурный рост. Самыми урожайными почему-то оказались 2005-й
и 2006-й — тогда ежегодно ряды чиновников в Коми увеличивались на 10-11 процентов. Прирастали они даже в кризисный 2008 год, хотя и не так активно. И лишь во второе десятилетие нового века рост остановился и началось небольшое снижение.
Впрочем, к этой тенденции следует подойти осторожно. Во-первых, никто не может сказать — какую экономию для бюджета дало это сокращение, а если и дало — куда пошли сэкономленные деньги.
Во-вторых, чиновничье племя регулируется не только знаменитыми законами Паркинсона, но и законом Ломоносова: «Ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте…»
На одной из коллегий Минфина заместитель главы Коми Владимир Тукмаков сообщил, что в последние годы при снижении численности госслужащих на муниципальном уровне количество чиновников продолжает расти.
Не в обиде и не в тесноте
Если верить статистике, чиновников стало чуть меньше. А вот зданий, которые они занимают, почему-то — больше.
Деление и расширение идет в разные стороны. Начав марш от здания Совета Министров на Стефановской площади, министерства и ведомства по сути оккупировали центр Сыктывкара.
Не так давно в комплексе зданий на улице Интернациональной, д. 157 (еще раньше здесь располагались конторы ведущих организаций лесной промышленности — «Комилеспрома» и «Вычегдалесосплава») спокойно умещались три министерства — природных ресурсов, экономики и промышленности.
А сейчас в этом здании — только Министерство промышленности. Зато к нему «подселились» Фонд инвестиционных проектов РК и Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты республики.
Министерство природы и Минэкономики переехали в здание по соседству, на улицу Интернациональную, 108а. Вместе с природоведами и экономистами это здание делят работники Агентства по управлению имуществом. Здесь же Министерство по национальной политике, Служба по лицензированию, Комитет лесов и ряд ведомств поменьше.
Жить будут дружно?
Судя по количеству вывесок, здание на Интернациональной уже переполнено чиновниками. Но недалек тот день, когда в республике будет сдано в эксплуатацию еще одно здание в правительственном квартале. Оно, как и знаменитый «Желтый дом», будет иметь тот же адрес — Коммунистическая, 9, но с литерой «а».
Внешне новичок очень точно вписался в архитектурный ансамбль Стефановской площади и смотрится как продолжение здания администрации главы Коми. Кто здесь отпразднует новоселье, пока неясно.
В пресс-службе главы РК нам сообщили, что в новом здании появятся подразделения Министерства образования и Министерства национальной политики РК. Точно известно, что в доме № 9а обоснуется и «Дом дружбы народов», который объединит под одной крышей большинство национально-культурных объединений (НКО) региона.
Кроме того, подчеркнули в пресс-службе, дом этот построен в рамках государственно-частного партнерства, а значит, часть помещений сдадут в аренду коммерческим структурам.
И все-таки, учитывая способность нашей бюрократии к делению, коммерческая судьба нового комплекса выглядит достаточно туманно. Возможно, со временем хозяевами большинства кабинетов окажутся вовсе не коммерсанты, а те же «государевы люди».
Тем более что время чиновничьих сокращений, похоже, заканчивается. В правительственных кругах Коми все чаще идут разговоры о том, что федеральные структуры стремятся переложить свои полномочия на плечи регионов.
А значит потребуются новые чиновники, чтобы эти полномочия исполнять, и новые здания, чтобы этих чиновников размещать.
Но и федеральные структуры, представительства которых тоже занимают лучшие столичные здания, вовсе не собираются «ужиматься». Совсем наоборот! Впрочем, сегодняшнее житье-бытье федеральных чиновников — это тема для отдельного разговора.
Владимир ОВЧИННИКОВ.