50 лет назад, 21 августа 1968 года, страны социалистического лагеря ввели войска на территорию Чехословакии. В операции под кодовым названием «Дунай» участвовало 500 тысяч солдат и 5 тысяч танков.
Это положило конец «Пражской весне» — реформам в ЧССР. Ниже мы публикуем воспоминания ветерана из Ухты, который высказывает свою точку зрения на эти
события.
«В Ухте возле пямятника воинам-интернационалистам стоит БМП (боевая машина пехоты). Она установлена ветеранами афганской войны. Пятьдесят лет назад я был в такой машине, тогда еще секретной, при вводе советских войск в Чехословакию. Знаю, в нашей республике есть люди, которые участвовали в тех далеких событиях. К сожалению, контактов у меня ни с кем нет. Помню, что одного парня из Ухты звали Саша Ульянов, но мы с ним, к сожалению, ни разу не встретились.
Родился я в поселке Водный в 1948 году. Родители были из репрессированных, работали на радиевом заводе. Мы, дети, гуляли среди отходов производства, находили всякие склянки, резиновые перчатки. Нас никто и не предупреждал об опасности, все было засекречено. Многие рано умирали. Я счастлив, что жив до сих пор.
После восьмилетки, окон-чив Щельяюрское речное училище, я ходил потом на буксире рулевым мотористом. Обслуживали лесосплав, сопровождали пароходы, которые тянули огромные плоты. Приходилось буксировать баржи с трубами большого диаметра на Вуктыл, где начиналось строительство газопровода.
В армию меня призвали из Печоры в ноябре 1967 года. Попал в учебный полк имени Красных Латышских стрелков, который дислоцировался в Риге. Среди нас были литовцы, латыши, эстонцы, отношения с которыми никак не складывались. После «учебки» попал в Черняховск Калининградской области, но прослужил там недолго: 22 июля 1968 года была объявлена тревога, и полк покинул город. На железнодорожных путях стоял спецэшелон. Мы погрузили боевую технику на платформы, а сами заняли солдатские «теплушки», получили сухой паек, махорку.
Остановились на территории ГДР, выгрузились и расположились лагерем в лесу. Построили палаточный городок и приступили к обычной армейской жизни.
Спустя некоторое время у нас откуда-то появились «контрики» — офицеры контрразведки. Они расспрашивали солдат об их сослуживцах, знает ли кто-нибудь немецкий язык, есть ли родственники за границей и т. д. Куда-то исчезло большинство прибалтов — командование, видимо, им не доверяло.
Вечером 20 августа нас подняли по тревоге и приказали выдвигаться к границе ЧССР. Там нам выдали боеприпасы и зачитали приказ: «Огонь открывать только в ответ». Колонна тронулась. Преодолев перевал, мы оказались на территории Чехословакии…
Это было полвека назад. Я считаю, что наше правительство поступило тогда правильно, потому что необходимо защищать не только свое Отечество, но и ближайшие подступы к нему.
Когда-то я был участником военного парада в Риге, а сейчас там маршируют солдаты НАТО. Так повернулась история. Нельзя забывать ее уроки».
Анатолий КАРНАУШЕНКО.
P.S. Вторжение войск на территорию Чехословакии привело к многочисленным жертвам. Только в первый день погибло 58 человек, в том числе семь женщин и 8-летний ребенок.
Всего же в ходе операции «Дунай» (с 21 августа по 20 сентября 1968 г.) было убито 108 и ранено более 500 граждан, в основном мирных жителей. Потери советских войск — 12 погибших и 25 раненых.