28 января в Верховном суде Республики Коми рассматривалась апелляционная жалоба адвокатов депутата Госсовета Республики Коми, генерального директора ОАО «Ухтанефтегазгеология» Акифа Саядова на решение суда первой инстанции об его аресте.
Заседание проходило в формате видеоконференции, поскольку депутат сейчас находится в Кирове, куда его отправили для прохождения необходимых для расследования независимых экспертиз. Защитники настаивали на том, чтобы Саядова выпустили из-под стражи под залог или подписку о невыезде, поскольку у него имеется онкологическое заболевание и ишемическая болезнь сердца.
Медицинское заключение, сделанное врачами Кировской областной клинической больницы, которое адвокаты Саядова попросили повторно исследовать, оказалось неразборчивым, поскольку его в Сыктывкар отправили факсом. Но в нем все же можно разобрать, что у Саядова отсутствует заболевание, которое бы препятствовало его содержанию под стражей.
Сам депутат, когда спрашивали его мнение относительно заявленного ходатайства, ответил коротко: «Я умираю. Возможно, это моя последняя речь в суде». Впрочем, судья на это ответил: «Вам еще не раз придется выступить».
Адвокаты Саядова отметили, что их подзащитный не может содержаться под стражей из-за онкологического заболевания, а его причастность к экономическим преступлениям не доказана. Скрыться из-под домашнего ареста или повлиять на свидетелей он не сможет.
Прокурор в прениях отметил, что оснований для изменения меры пресечения нет, а продление срока ареста объясняется объективными причинами. В итоге суд оставил решение Сыктывкарского городского суда о продлении Саядову срока ареста в силе. Он останется под стражей до 27 февраля.
Происходящее в эти дни с депутатом Госсовета РК вполне может повторить трагическую историю юриста Сергея Магницкого, умершего в изоляторе «Матросская тишина» в Москве после 11 месяцев содержания под стражей. После его смерти Госдепартамент США принял закон, который ограничил въезд в США десяткам российских чиновников, которые, по мнению заокеанских законодателей, причастны к смерти Магницкого.