В прошедшие выходные в Ухте чествовали хоккеисток сборной России Лиану Ганиеву и Фанузу Кадирову, завоевавших бронзовые медали чемпионата мира по хоккею среди молодежи.
По итогам всех игр Лиана была признана лучшим игроком чемпионата. А Фануза, забросившая в финальной игре победную шайбу, стала лучшей нападающей чемпионата в составе российской сборной и была включена в символическую сборную турнира. В американской прессе Фануза Кадирова получила лестное прозвище — «Овечкин в юбке».
Корреспондент «Трибуны» побеседовала с лидером женской молодежной сборной России по хоккею после возвращения ее из американского Буффало.
Первый тренер на деревне
Студентка Ухтинского технического университета Фануза Кадирова родом из татарской глубинки, выросла в деревне Сардекбаш. Кстати, ее старший брат тоже хоккеист — выступает за команду «Спутник» из Альметьевска.
— Фануза, как вы начали заниматься хоккеем?
— Мой папа тренер, мастер спорта по национальной борьбе куреш. Он тренировал старшего брата Булата. И меня частенько брал с собой в спортзал. А зимой возле садика папа и его друзья каждый год заливали каток. Потом собирали детишек, учили их кататься на коньках и, конечно, играть в хоккей. Естественно, делали они это не за деньги, а просто для души.
В общем, я даже не помню, когда встала на коньки. А вот клюшку в руки я впервые взяла в шесть лет. Тренировалась только зимой. Зато каталась от души, до 12 ночи! Отец, видя мою страсть к хоккею, радовался. Чуть позже я с ребятами стала выступать за команду из районного центра Кукмор.
— А мама не возражала против того, что дочь занялась спортом «настоящих мужчин»?
— Мама никогда не была против. Ее интересовали не столько мои спортивные успехи, сколько здоровье. А что может быть лучше занятий на свежем воздухе?
Запрещенный прием
Когда Фануза делала первые шаги в хоккее, в деревенской команде играли только мальчики. Но они сразу, без разговоров, приняли реактивную девчонку в свои ряды.
Фануза вспоминает: когда она заняла позицию нападающего в детской хоккейной команде Кукмора, страсти на льду кипели такие, что нередко единоборства завершались драками. Дабы нейтрализовать скоростную и очень техничную Фанузу, мальчишки из противоборствующей команды часто пытались остановить ее запрещенным приемом: цепляли клюшкой, ставили подножки, а то и откровенно толкали ее руками, не зная, что под хоккейной маской скрывается представительница слабого пола.
Однажды паренек, выполнявший в своей команде роль «полицейского», решил не только подавить наступательный порыв Фанузы, но и психологически ее «сломать». Он опрокинул хоккеистку на лед и стал дубасить девочку кулаками.
— Я тогда была в шоке, — вспоминает Фануза. — И даже плакала от обиды. Но потом, когда встал вопрос — выгнать парня из команды, я заступилась за него и не стала никуда жаловаться. Ведь я сама выбрала этот жесткий вид спорта.
Между нами, девочками
— Фануза, ты играла и в мужской, и в женской команде. Чем отличается мужской и женский хоккей по своей сути?
— Конечно, мальчики на льду шустрее. Думаю, женский хоккей немного мягче, женственнее. Хотя и между нами, девочками, бывают драки.
— А как ты попала в Ухту, в «Арктик-Университет»?
— Меня еще школьницей увидел тренер из Казани и пригласил к себе. В Татарстане налажена очень четкая система селекции игроков, тренеры следят за игрой не только школьных команд, но даже и дворовых. Тогда я училась в 7 классе, и мне сказали: хочешь серьезно заниматься хоккеем — из деревни придется уезжать. Я даже всплакнула — не хотелось прощаться с домом. Но желание заниматься хоккеем профессионально взяло верх. А через сезон — в 2012 году — мы с тренером приехали в Коми, в Ухту, где была создана новая команда, куда набирали только девчонок.
— В клубе ты играешь под номером 17. Он что-то значит для тебя?
— Наш с братом кумир — Валерий Харламов. А из современных игроков для меня пример — Илья Ковальчук. Я взяла 17-й номер в честь Харламова. А Булат, чтобы не повторяться, носит номер 71, как у Ковальчука в сборной.
— Ты веришь в магию цифр?
— Я не суеверна. Любовь к Харламову — это не суеверие, это другое. Но перед игрой я обращаюсь к высшим силам. Мама дала мне мусульманскую молитву из четырех слов, которую я всегда произношу перед выходом на лед.
— После чемпионата мира в американском Буффало тебя назвали лучшим бомбардиром российского женского хоккея. Каким ты видишь свое хоккейное будущее?
— Что будет завтра — загадывать не хочу. После чемпионата появились различные приглашения. В том числе зовут играть в Америку. Пока из России я уезжать не хочу. Хотя поиграть в США, где женский хоккей считается мировым эталоном, это тоже здорово!
— Все мечты ограничиваются размерами ледяной коробки?
— Ну, естественно, как любая женщина, я думаю о семье и детях. Но на данный момент хоккейная карьера — главное. Других увлечений нет. Хоккей — это мое все. И так считаю не только я. Тренеры тоже говорят, что я рождена для хоккея…
Екатерина МАКАРОВА.