Стефан Пермский побывал в «аду», и это место с тех пор называют Оквадом

Село Усть-Вымь благодаря расположенным здесь старинным православным храмам и монастырю по праву считается одним из важных туристических центров Северо-Западного региона России.
Если заглянуть в справочную литературу, то всего в каких-то девяти километрах от него находится другое историческое место — деревня Оквад, где первый православный храм был основан еще в ХV веке. Но туда туристов не возят, чтобы не портить общее впечатление от посещения здешних мест.
Когда-то Оквад действительно был селом. По одному из преданий, название ему дал сам святитель Стефан Пермский, который останавливался здесь на отдых. Вышел он на берег, а там кругом озера, протоки, огромное болото. Земля черная-черная, а лес непроходимый. Воскликнул Стефан: «Ох, в Ад я попал!» Вот отсюда и пошло название Оквад.
Даже не верится, что в тамошних местах еще два века назад постоянно проживало более тысячи человек! Люди здесь селились, потому что знали — полноводная Вычегда и лесные угодья всегда прокормят. Пойменные луга позволяли развивать землепашество, держать скотину, заниматься кожевенным промыслом.

 

Печальная участь

Люди жили, богатели и строили храмы. До наших времен сохранилась лишь церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. По данным историков, основали ее не позже конца ХV века. Дата последней постройки относится к 1841 году. Церковь была действующей до середины 30-х годов прошлого столетия. Потом в рамках борьбы с «поповщиной» ее закрыли.
В отличие от другой здешней церкви – Ильи Пророка, разрушенной до основания при советской власти, церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы ждала другая, более печальная участь. При советской власти ее законсервировали, а в 1969 году постановлением Совета Министров Коми АССР закрепили за ней статус регионального памятника культуры.
Если сравнить фотографию оквадской церкви начала века и фото конца 80-х годов, то они будут не сильно разниться. Случилось непоправимое уже в постперестроечные годы. Хотя церковь формально считалась, да и по сегодняшний день считается памятником культуры, фактически она стала бесхозной.

Зачем позориться?

Сегодня в полуразрушенной деревне Оквад постоянно проживает всего два десятка человек. Есть небольшая ферма, на которой разводят скот южане. А местные не хотят или просто не могут заниматься предпринимательством. И как знак упадка и разорения здешних мест возвышается порушенная и загаженная церковь.
У церкви развалился купол, все помещение завалено каким-то мусором, кругом фекалии животных. Первая мысль: а кому все это надо? Может, правильнее сровнять с землей бесхозное «культурное наследие», чем так позориться. Ведь всем ясно, что денег для восстановления храма нет и никогда не появится.

Нужна ревизия

Начальник регионального Управления по охране объектов культурного наследия Марина Андреева сообщила «Трибуне», что это государственное ведомство занимается лишь контрольно-надзорными функциями. Деньгами не распоряжается, влиять на местные органы власти не имеет возможности.
Правда, Марина Леонидовна добавила, что уже как два года ждет финансирования специальная подпрограмма по сохранению культурного наследия. Однако под всю подпрограмму закладываются смехотворные три миллиона рублей. То есть речь идет о сумме, сопоставимой с годовым доходом одного республиканского чиновника средней руки. И еще не факт, что ее выделят из регионального бюджета.
Конечно, есть еще Сыктывкарская епархия. Но и она не настолько богата, как может некоторым показаться. Главная ее задача — сохранить бы в надлежащем порядке ныне действующие храмы.
В списке памятников культурного наследия регионального значения числится 167 объектов. Может, храм в Окваде лишь исключение? Увы. Смотрю на последнюю запись в списке «наследия», она относится к памятнику Владимиру Ленину в селе Выльгорт Сыктывдинского района. По документам памятник находится «в 8 метрах к юго-западу от здания, расположенного по адресу:
ул. СПТУ-2, д. 2». Все выглядит правдоподобно, хотя на самом деле Ильич уже лет десять как безнадежно развалился. Но по бумагам он все равно проходит как «объект культурного наследия». И сколько таких «как бы памятников» разбросано по республике? Не пора ли провести их ревизию?

Сергей МОРОХИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники