Требования к педагогам сегодня очень высоки. Но всегда ли оценена их работа? Легко ли даже опытному профессионалу соответствовать высшей категории?
Как наживаются
Недавно учитель математики Ижемской школы Эмилия Братенкова (стаж более 35 лет) размышляла об этом на сайте «Миян Ижма».
— Читаю запись на моей страничке в интернете: «Вы номинированы на Международный конкурс педагогического мастерства «Учитель года»…
Я уже не удивляюсь такой записи. Как не удивляются этому и многие другие учителя. На самом деле никуда я не номинирована, заявку не подавала. И это происходит не только в Коми, но и по всей России. Учителя для аттестации должны получать баллы, а чтобы получать эти баллы, нужны сертификаты. Отправляешь разработку, платишь за ее публикацию— можешь получить сертификат. Я принципиально против такого подхода. Если работа заслуживает внимания, пусть размещают, печатают. Если нет — то зачем?
Вот и наживаются на этом разного рода сайты. В день на мою почту приходят десятки подобных призывов. Создается впечатление, что есть сговор о взаимной выгоде между создателями положения по аттестации и теми, кто публикует работы. Да и надо ли, чтобы все учителя делали публикации? А ведь без этого пункта даже на первую категорию материалы могут не принять.
«Гробим здоровье»
А теперь о самой аттестации — процедуре, которая подтверждает уровень квалификации учителя.
— Три года назад мне потребовалось пройти аттестацию, подтвердить высшую категорию, — рассказывает учитель из Сыктывдинского района (в школе трудится с 1980 года). — Когда я посмотрела на условия аттестации, то поняла, что угроблю оставшееся здоровье. И отказалась. Зарплата моя упала на 60%. Если не прошел процедуры, то ты становишься словно бы «никаким» специалистом, будто бы нет у тебя ни знаний, ни опыта. Год назад я все-таки прошла аттестацию. Чего мне это стоило — не могу описать… Одна кандидат наук, ознакомившись с положениями, сказала, что диссертацию написать проще, чем аттестационный материал учителя. Причем с каждым годом процесс прохождения аттестации усложняется.
Чтобы пройти процедуру, надо написать огромное, порой многотомное портфолио. Сделать это в учебное время невозможно. Либо по ночам пиши, либо в каникулы.
— Учитель одной школы, пока писала самоанализ своей деятельности, два раза попадала в больницу с нервным срывом. Получила категорию, но пришлось по состоянию здоровья уйти с работы, — рассуждает Эмилия Михайловна. — Я, готовясь к аттестации в октябре, начала работу в апреле-мае. В августе же с удивлением обнаружила, что с сентября 2017 года снова произошли изменения. Пришлось переделывать…
Вся эта процедура очень заформализована. Педагоги приходят в ужас, когда их заставляют описывать в аттестационном материале «продуктивное использование современных образовательных технологий», «организацию деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности», а также «использование потенциала предмета в воспитании у обучающихся ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий».
Может, вместо составления разных КИМов (контрольно-измерительные материалы) дать возможность учителю заниматься самообразованием?
«Неудобно и стыдно»
— Мне было неловко и даже стыдно заниматься портфолио — без конца собирать бумажки, подтверждающие, какая я хорошая, словно бы хвалить себя: вот, мол, там и там отличилась. Мы выросли в советское время, когда кичиться своими достижениями было не принято. Жаль, что я потратила время на бумагомарательство и «зарабатывание баллов», а не на работу с детьми, — считает учитель иностранного языка из Сыктывкара.
А в каком унизительном положении оказывается учитель, вынужденный обращаться к родителям: «Мне очень неловко, но у меня аттестация. Не могли бы вы написать отзыв о том, как мы вместе работаем над проблемами вашего ребенка в освоении программы?».
Стыдно, неудобно. А что делать? Пункт о работе с родителями тоже нужен «для галочки».
При аттестации учитывается и участие детей в различных заочных олимпиадах, конкурсах. Участие в них платное, цены с каждым годом растут. Учителям приходится уговаривать ребят идти на платные олимпиады (порой платить за них самим), чтобы получить балл. При этом сельские дети вместе с их учителями — в заведомо проигрышном положении.
Гиря на шее
Эмилию Михайловну Братенкову поддержали учителя Ижемского района. Они обратились с письмом в Министерство образования республики, изложив в нем свои доводы. Под письмом сотни подписей.
— Учителя Сторожевской школы полностью согласны с этим, — говорит директор Ангелина Захаренко, Заслуженный учитель РК, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного образования, Народный учитель РФ.
— Аттестация в нынешнем виде не является стимулом для качественной работы. Также считают и мои коллеги-учителя, которым аттестация — как гиря на шее, — убеждена учитель высшей квалификационной категории Братенкова.
Создается впечатление, что административные умы, сидящие в министерствах и ведомствах, ломают головы: что бы еще такое придумать, чтобы категорию получили как можно меньше учителей? Ведь категория — это прибавка к основному окладу.
Впрочем, ижемцы не только критикуют. В своем письме они предлагают избавить процедуру аттестации от бюрократизма. Надо уменьшить количество отчетов, и тем самым уменьшится количество людей, проверяющих эти бумажки, пишут учителя. Хочется просто спокойно работать с детьми, а не с бумагами.
Людмила КУДРЯШОВА.