Дело генерала Сидоренко еще не закончено

В конце декабря «Трибуна» опубликовала материал «Тень на генеральских погонах: высокопоставленный полицейский начинал свою карьеру с квартирной кражи». Речь в ней шла о генерал-майоре полиции Сидоренко, начальнике ГУ МВД России по Камчатскому краю, который начинал свою службу в Республике Коми. Лично зная Сидоренко по службе в Воркуте, могу характеризовать этого человека исключительно с положительной стороны.


В статье бывшие сослуживцы обвиняют Сидоренко в преступлении, которое он якобы совершил в самом начале службы, будучи молодым опером. Это стало известно руководству, которое во избежание скандала перевело провинившегося в Воркуту. Так ли это, я не знаю, как и не смогли подтвердить этот факт те ветераны, которых я спросил.
Скажу то, что знаю, в чем уверен. В начале 90-х годов Воркутинский отдел остро нуждался в квалифицированных кадрах, туда направлялись лучшие. Криминогенная обстановка в городе была крайне сложная, ситуация в УВД становилась неуправляемой. Усугублял положение отток опытных специалистов, каждый третий следователь не имел высшего юридического образования.
Характеризовать профессиональные и деловые качества любого опера, как и руководителя сыскного подразделения, надо по конечному результату его работы — раскрываемости. Добиться этого можно было только круглосуточным трудом. В работе Сидоренко был беспощаден прежде всего по отношению к самому себе и личным примером вел за собой остальных. Кто не справлялся или не хотел работать на износ, те уходили. Сидоренко сплотил вокруг себя команду.
В результате по всем направлениям раскрываемость поднялась на самый высокой уровень среди городов республики. Поэтому в 2000 году Сидоренко перевели в Сыктывкарский УВД, где к тому времени сложилось критическое положение. И здесь он проявил себя как грамотный, опытный руководитель. Показатели раскрываемости также резко пошли вверх.

Воркута: уголь, обагренный кровью

В статье «бывшие сослуживцы» голословно обвиняют Сидоренко в связях с ОПГ Ифы-Козлова. Предлагаю и здесь дать объективную оценку происходившему.
В начале 90-х годов в Воркуте беспредельно хозяйничали бандиты. Достаточно сказать, что сферы влияния в городе делили до 20-ти вооруженных группировок, между которыми шли кровавые разборки. Основную роль играла группа «Татары», наиболее вооруженная и мобильная. Ее возглавляли бандиты с кличками Шуруп и Джек. Банда контро-лировала торговлю углем и бартер. Вот некоторые события тех лет, характеризующие ситуацию в городе.
Вор в законе Шуруп решил консолидировать и централизовать разрозненные группировки. Лидеры, не желающие подчиняться главарю, отстреливались. В ответ был убит сам Шуруп, похоронная процессия прошла по главной улице города, собралась вся воровская «масть».
Джек, став депутатом горсовета и депутатом Государственного Совета республики, подмял под себя воровскую среду и вошел в Воркутинскую региональную товарную биржу, стал контролировать экспорт угля и поставку импортных товаров по бартеру. Контракты загранпоставок угля заключались с французской фирмой «Совмедиа», посредниками которой являлись московская фирма «Стрэк» и ее воркутинский филиал «Стрэк-Норд». Джек стал его президентом.
Чтобы понять масштабы этой аферы, достаточно сказать, что учредителями являлись шахты «Заполярная», «Комсомольская», «Центральная», «Юр-Шор», Рижский морской порт, Латвийская железная дорога. Фактически было создано одно из первых в стране международных организованных преступных сообществ (ОПС). «Совмедиа» с его помощью монополизировала экспорт угля.
Чтобы шахты объединения «Воркутауголь» заключали договоры именно с ней, Джек вывозил непокорных директоров на кладбище, где под угрозой расправы заставлял подписывать контракты. Все прекрасно помнили, чем закончилась попытка объединения начать самостоятельно экспортировать уголь: показательно был расстрелян его руководитель Давыдов.

Схватка с бандитами

Спрашивается: почему правоохранительные органы оказались бессильны? Прежде всего потому, что уголовное законодательство тех лет не защищало свидетелей. Положение осложнялось тем, что городом одновременно с законной властью руководил и шахтерский стачком, в котором был создан так называемый городской комитет по контролю за деятельностью правоохранительных органов. В этот комитет входил Джек. Понятно, что в таких условиях лидеры ОПГ долгое время оставались на свободе.
Несмотря на сложности, Воркутинскому уголовному розыску кое-что удавалось. Впервые в регионе Сидоренко совместно с управлением ФСБ реализовал оперативные материалы по редкой тогда еще статье «Бандитизм» в отношении самой дерзкой и вооруженной группировки тех лет и ее лидера Цыплинского (кличка Квадрат). В течение трех лет эта банда терроризировала город.
Примером результативной сыскной работы под руководством Сидоренко может служить и раскрытие дела о перестрелке между бандгруппами «Татары» и «Ифа» в ресторане «Север», где погибло пять человек; раскрытие заказного убийства «Татарами» бизнесмена Кальниченко и ряд других.

Вердикт вынесет суд

Судя по статье, «бывшие сослуживцы» Сидоренко не скрывают радости от его ареста, уверены, что он совершил тяжкое преступление. Однако выводы делать рано, время покажет, насколько это соответствует действительности. По версии следствия, А.И. Сидоренко обеспечил приемку невыполненных работ и санкционировал оплату в 14 миллионов рублей, за что был взят под стражу. Генеральная прокуратура РФ в ДФО считает такое решение незаконным, поэтому вынесла апелляционное представление в судебную коллегию Хабаровского краевого суда, указав, что оно вынесено с существенным нарушением УПК РФ, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Задача следствия и суда — в этом разобраться.
Хочу обратиться к так называемым «бывшим сослуживцам» Александра Ивановича Сидоренко, которые бросили тень на его доброе имя. Никакой кражи золота не было — это выдумка! Александр Сидоренко продвигался по службе и дорос до генерала благодаря своему профессионализму и отношению к делу, где бы он ни служил. Уголовное дело в отношении Сидоренко находится в стадии расследования, и только суд вынесет вердикт – виновен или нет.

Эдуард ГЕРВИК,
полковник милиции в отставке.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники