Лауреат Нобелевской премии рассказывает об армейской «дедовщине» и ужасах «чеченской войны»

Ровно четверть века назад, 22 декабря 1992 года, в Республике Коми была создана общественная организация Движение солдатских матерей. С тех пор бессменным председателем республиканского Совета движения является Людмила Завьялова. Ниже мы публикуем ее воспоминания.

Людмила Завьялова: «В годы «чеченской войны» нам удалось спасти жизни сотен молодых солдат».

Беспредел в казармах

С развала Советского Союза начались волнения, а затем и военные конфликты, в которых была задействована армия, ставшая разменной монетой в руках политических проходимцев.
В войсках свирепствовала «дедовщина», наши восемнадцатилетние мальчишки, призванные в солдаты, оказались беззащитными перед царствующими в казармах порядками. Они теряли здоровье, многие становились калеками, возвращались домой инвалидами, дезертирство стало чуть ли не массовым. Для защиты от творившегося беспредела и были созданы отделения солдатских матерей в городах и районах республики.
Понятно, что основная нагрузка пришлась на республиканский Совет, который регулярно вел приемы, реагировал на обращения, поступающие от родителей и солдат с места службы или из госпиталя, а то и из мест, где они временно скрывались. Нужно было ездить по воинским частям, ходить по высоким кабинетам, судам и прокуратурам, как-то защищать наших мальчишек, а то и просто лечить.
Наша деятельность никем не финансировалась, поиск денег занимал уйму времени. Это уже позже, когда началась война в Чечне (никем не объявленная!), тогдашний глава республики Юрий Спиридонов финансировал наши поездки в воинские части, посещение госпиталей, присутствие на съездах солдатских матерей России.

«Не раскачивайте лодку!»

Обстановка в стране была взрывоопасная. Стало ясно, что власти могут ввести войска в Чечню и тогда кровопролитие неизбежно. Посоветовавшись, мы решили отправить президенту страны Борису Ельцину телеграмму с предупреждением о том, что, если такое произойдет, женщины России не будут за него голосовать на очередных выборах. Эта телеграмма была опубликована в газете «Молодежь Севера» и навлекла на нас гнев «сознательных» граждан. Нас обвиняли в том, что мы «раскачиваем демократическую лодку и она может опрокинуться». Но когда войска были все-таки введены, эти граждане «громко молчали». А мы разгребали последствия начавшейся бойни.
Описывать это я не буду — еще раз переживать те страсти нет сил. Скажу лишь, что во время войны мы иногда в день принимали по 30-40 человек! А обращений было и того больше. И ни одного мы не оставили без внимания. Порой мы жалели пострадавших солдат сильнее чем их собственные матери, которые так верили государству, что готовы были пожертвовать единственной своей драгоценностью — жизнью сына…

В боевых условиях

Были такие случаи, когда матери находили в Чечне своих сыновей, а те отказывались уходить, потому что не могли оставить сослуживцев. Вот как он, водитель танка и настоящий мужик, уйдет с передовой, оставив друзей в пекле боя?
Весь груз последствий этой войны лег на плечи солдатских матерей. Бывало и так, что им привозили цинковый ящик и… умывали руки! Мол, дальше вы сами, мы ничего сделать не можем, да и не мы его туда посылали… Или привозили солдата без ног и рук и оставляли матери, не оказав никакой помощи.
Это то, чем пришлось нам заниматься и во время войны, и во время перемирий. Вывозили мы и плененных в Чечне ребят, даже выкупали вместе с Юрием Алексеевичем Спиридоновым их из чеченских застенков. Это были почти боевые операции. У меня сложился круг знакомых надежных людей в Чечне и вокруг нее на Кавказе и в Москве. Без ложной скромности скажу, что нам удалось спасти не одну сотню жизней. За работу, проведенную по остановке войны и по спасению наших солдат, Комитет солдатских матерей России был представлен к награждению Нобелевской премией «За выживание», которая была вручена в декабре 1997 года. В списке награжденных была и моя фамилия.

След в истории

Остановлюсь на поправке к закону о военной службе, которую нам удалось заставить принять Госдуму в начале «нулевых» годов. Связана она с тем, что во время войны стали появляться семьи, в которых все сыновья погибли. И в поправке было предложено не призывать в армию ребят из тех семей, где уже кто-то пострадал на службе. Через наш Госсовет в Думу это предложение внести не удалось: депутаты высказались против. И тогда мы пошли другим путем: через слушания на пленарном заседании Госдумы.
Но случилось это не сразу: после моего доклада возражал Жириновский, что-то говорил Зюганов, поправку поддержали только 99 человек. Но затем на нашу сторону встал Комитет по обороне, а его председатель Эдуард Воробьев извинился перед нами и уже от имени комитета внес поправку на голосование. В мае 2001 года она была принята.
Движение солдатских матерей никогда не упускало возможности помочь солдатам. И когда нас иногда спрашивали, сколько вы будете работать, ведь вам никто не платит, мы отвечали: до тех пор, пока армия не станет контрактной.
И это время наступает. Теперь проблемой становится не как «закосить от армии», а как туда попасть. Последнее обращение было именно по такому поводу: «Не берут, а я очень хочу!»

Низкий поклон вам, матери!

Мы не ждали наград, поощрений. Работали потому, что не могли жить иначе. Я счастлива, что встретила бескорыстных, любящих женщин, которые оказывали бесценную помощь на местах. Особо хочу поблагодарить мою бессменную заместительницу
Надежду Кривошеину. С ней я бы и сейчас пошла в любую разведку! Под стать ей Наталья Литвинчук из Инты, замечательная женщина, добросовестная, умная и очень красивая. Спасибо и Татьяне Чупровой из Усть-Цильмы — очень энергичной, способной чужую беду переживать как свою собственную. Низкий поклон Валентине Бояринцевой из Объячево — очень неравнодушному человеку, требовательному, готовому и днем, и ночью помочь человеку, попавшему в беду. Низкий поклон и Татьяне Емельяновой из Троицко-Печорска, человеку внимательному, отзывчивому. Огромное спасибо и всем другим женщинам, которые участвуют в нашей деятельности.
Мы целых 25 лет вели работу, которую сами избрали. Мне бы хотелось, чтобы в городах и районах республики руководители муниципалитетов нашли этих женщин и поощрили — они этого достойны.

Людмила ЗАВЬЯЛОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники