Сельчан продолжают травить суррогатами

С 20 октября Роспотребнадзор ввел новый запрет розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, к которой относится алкогольный суррогат «Боярышник».

Жидкая валюта

Срок действия предыдущего запрещающего постановления истек 9 октября. Таким образом, 11 дней в стране можно было легально торговать пойлом.
Предприимчивые «продавцы смерти» Сыктывкара не упустили свой шанс – в небольших хозяйственных магазинах, уличных киосках, на базе тут же возобновлялась бойкая продажа суррогата.
Несмотря на запреты, даже в отдаленном Ижемском районе села буквально «залиты» суррогатом. Сами ижемцы «грешат» на соседнюю Ухту — «клондайк» подпольного пойла. Еще в середине октября в Ухте полицейские изъяли в одном из гаражных массивов фальсифицированную спиртосодержащую продукцию на сумму более 4 млн рублей. Именно оттуда в Ижму и шел нелегальный алкоголь.
Поставить заслон отраве решили общественники поселения «Мохча». Больную тему на последнем заседании обсудили ветераны Мохчи и Гама вместе с женсоветом села и с местной властью.
— Ограничения в торговле алкоголем практически не затронули сельских жителей. В нашем поселении в любое время суток хоть залейся «паленкой». Торгуют из-под прилавка, из дому, даже предоставляют услугу с «доставкой на дом», — возмущена жительница Мохчи, председатель совета ветеранов села Людмила Филиппова. — Запрещенному «Боярышнику» быстро нашли замену — торгуют спиртом в пятилитровых канистрах. Канистра в селе стала жидкой валютой, которой, к примеру, расплачивались за уборку картофеля. А уж выпивохи только рады такому «бартеру».
На это «зелье» подсаживают и молодежь. Летом страшно на улицы села выходить. Толпы пьяных собираются на автобусных остановках, а для особо жаждущих товар по звонку доставляют втридорога, на такси, прямо на дискотеку. В соседней деревне Гам на протяжении многих лет денно и нощно торгует пойлом предприимчивый сельчанин. Он сделал в доме специальное окошечко, через которое «обслуживает» клиентов. На дому торгуют и в соседней деревне Мошъюга. В Койю торгуют из-под прилавка.
– Как только поступил сигнал на этого предпринимателя, с прилавка его магазина исчезли водка и сигареты до прихода комиссии, – говорит депутат Игорь Рубан.

Штраф — 500 рублей

На «продавцов смерти» нет управы, а «меры» носят почти символический характер. Поймать торгаша за руку — дело непростое. Нужно с понятыми зафиксировать факт купли-продажи. Хотя в селах и в деревнях все на виду, каждый знает, кто «травит» односельчан. Но доказать сложно. Кому ж охота прослыть «стукачом»?
А штрафы грошовые. По словам активистов, в Гаме одного из продавцов смертельной склянки оштрафовали аж на пятьсот рублей! Такой смехотворный ущерб продавец возместит за счет продажи одной бутылки по «ночному прейскуранту».
Пора ужесточать законы. Но нужно учитывать, что пьянство имеет социальные корни. В районе, где царит безработица, многие отчаявшиеся сельчане могут смотреть на жизнь только после принятия «антидепрессанта».
Необходимо вести борьбу с алкоголем комплексно — и со взрослыми, и с детьми.
— Я шесть лет работала соцпедагогом в школе, и мне удалось переубедить нескольких женщин, которые попали в алкогольную паутину. Они сохранили семьи, — говорит Людмила Филиппова. — Также общественность села сумела пристыдить женщину, продававшую суррогат. Теперь источником ее заработка стали телята, которых она выращивает на продажу.

Откуда бутылка? «Паленка», вестимо…

— Проблему продажи нелегальной водки я поднимала еще в начале года на одной из сессий райсовета, — говорит председатель ПО «Шонди», депутат райсовета от села Мохча Надежда Филиппова. — Накануне сессии ко мне подошла односельчанка, поведала о беде: муж спивается, последние деньги из семьи тянет. Женщина принесла бутылку спиртного, которую купил ее супруг. «Левую» продукцию продают из-под полы. Такая бутылка в Ухте продается за полтинник. Спекулянты в Мохче перепродают ее за 200-250 рублей. Этот «экземпляр» я на сессии выставила в качестве доказательства и попросила силовые структуры проверить факт реализации. Едва успела после сессии домой приехать, как ко мне заглянул участковый с вопросом: «Кто продал эту бутылку?» Меня потрясло, что он, местный уроженец, живет среди нас и один не знает, кто продает суррогаты.
Иногда правоохранителям надо отойти от формальностей, самим проявлять инициативу, искать доказательства. Надеемся, этому поможет и новое законодательство, где за безлицензионную продажу
предусмотрены внушительные штрафы с конфискацией продукции как для физических лиц, так и для ИП. Это уже не 500 рублей!
— В нашем потребительском обществе, кроме пекарни, имеются пять торговых точек, три в Мохче, по одной в Мошъюге и Гаме, — продолжает Надежда Андреевна. — Все магазины имеют лицензию на продажу алкогольной продукции. По законодательству, в наших торговых точках продается водка только чипированная, со специальным кодом, производства Сыктывкарского ЛВЗ. Ее мы поставляем по договору из ухтинского филиала винзавода.

Давили на совесть. А надо — на кошелек

— Проблему пьянства мы обсуждали и с депутатами поселения, — отмечает глава СП «Мохча» Мария Сметанина. — В рамках законодательства мы лишь можем проводить разъяснительную работу с населением, беседовать с выпивохами, убеждать кодироваться. На контроле асоциальные семьи. Летом по домам разносили листовки с указанием адреса и номера телефона, по которым можно сообщить о продаже контрафактного алкоголя. В селе есть стенды с такой информацией. Общественники поселения через районную газету обратились к продавцам суррогатов, давили на совесть грешников. Но эффективных рычагов у нас нет. Даже сделать «доску позора» с фамилиями продавцов пойла закон не позволяет.
На сессии райсовета, которая прошла в прошлую пятницу, перед народными избранниками о скромных «подвигах» на алкогольном фронте отчитался начальник отделения МВД России по Ижемскому району Игорь Сапьяник. Итоги борьбы: в отношении «торговца» из Гама материалы дела направлены в суд. Контрафактная алкогольная продукция была изъята в Ижме и Щельяюре, а также в деревнях Пильегоры и Чаркабож. Несмотря на запреты, продавались и спиртосодержащие лосьоны в «шкаликах» по 100 мл — заменители печально известного «Боярышника».
— Вследствие употребления алкоголя за 9 месяцев этого года в районе умерло 29 человек, из них 12 только за третий квартал. В прошлом году было зафиксировано 33 смерти от алкоголя, — эту печальную статистику озвучила ведущий специалист районного отдела ЗАГС Яна Канева.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники