«Трибуна» уже писала о молодых людях, которые прямо на улицах собирают с прохожих деньги — якобы на лечение больных детей.
По словам Татьяны Козловой, директора регионального некоммерческого благотворительного фонда «Сила добра», такие «волонтеры» вызывают подозрение. Представители настоящих благотворительных организаций не занимаются попрошайничеством, не пристают к прохожим на улице или в торговых центрах.
Сбор средств проходит только на крупных мероприятиях. Благотворительные акции анонсируют заранее. После них публикуют отчеты в республиканских СМИ или на своих официальных сайтах, показывая, закрыт ли счет или сбор средств продолжается. Это обязательное правило.
По такому же принципу действует и ухтинский телеканал «День». В рамках программы журналисты проводят акции в помощь больным детям. Однако на городские улицы благотворители с ящичками не выходят. Все их мероприятия официально разрешены муниципальной администрацией.
На бойком месте
В Сыктывкаре и в других городах Коми, возможно, орудуют лжеволонтеры. Однако правоохранители, столь резвые в иных случаях, проявляют странную пассивность — в упор не замечают бойких сборщиков денег в самых людных местах.
Недавно в «Трибуну» обратилась сыктывкарка, которая рассказала о собственном расследовании:
— Возле магазина «Пятерочка» по улице Красных партизан ко мне подошла девушка. В руках — не опломбированный ящик для пожертвований. Сказала, что собирает на реабилитацию для восьмилетнего Артема, который болеет ДЦП, от имени фонда «Лучик добра», который зарегистрирован в Чувашии.
Я расспросила девицу, как она попала в этот фонд. Оказалось — нашла подработку через Авито. Ей обе-щали платить 20 процентов от собранной суммы.
На следующий день женщина снова встретила «волонтера»: молодой человек собирал деньги на перекрестке улиц Красных партизан и Карла Маркса.
— Я попросила документы и стала задавать вопросы, — продолжает сыктывкарка. — Парень в ответ потребовал мои документы. Но с чего я должна показывать документы? Я же не собираю деньги. Я потенциальный жертвователь. Говорю — пошли в полицию или в прокуратуру, раз такое дело. Он из моих рук выхватил документы и порвал. Вскоре прибежал мужчина, который представился директором фонда. Возможно, «крыша»? Мол, на основании чего вопросы задаете, в чем сомневаетесь? Потом стал звать в кафе или в офис. Но я отказалась. На этом и разошлись.
— Не испугались открыто конфликтовать? — спрашиваю ее.
— Все же было в людном месте, — отвечает женщина. — Милостивых людей в России много. Обидно, если деньги уйдут не реальным нуждающимся, а в карманы мошенника.
Бизнес через Авито
Устроиться в благотворительную организацию легко — достаточно пройти собеседование. Объявления, которые призывают людей помогать детям, а заодно и подработать, висят в социальных сетях и на сайтах типа Авито: «Нужен промоутер, оплата ежедневно 1500-2000 рублей». За месяц, обещают потенциальные работодатели, можно заработать 40 тысяч, а то и больше.
Как выяснил корреспондент «Трибуны», сыктывкарский «офис» фонда «Лучик добра» находится на Октябрьском проспекте, 102. Это двухэтажная деревяшка. На первом этаже — шиномонтаж, на втором, в одной из крохотных комнатушек — «благотворительная контора». Ни вывески, ни таблички с названием. Внутри — голые стены, стол и табуретка. Вместо компьютера — тетрадь, в которую единственный сотрудник «офиса» (вероятно, старший волонтер) записывает желающих поработать сборщиками пожертвований. «Главные орудия труда» — ящички для денег — сложены прямо на полу.
Работают волонтеры в разных точках города. Им выдают «униформу» — оранжевую накидку универсального размера и пакет документов — спасение от полиции и дотошных граждан. Там копии свидетельства о регистрации, трудовой договор и заявление, написанное якобы мамой больного ребенка. Бумаги заверены печатью.
Слово — президенту
Официального сайта у фонда «Лучик добра» обнаружить не удалось. В интернете есть только лаконичная информация, что благотворительный фонд зарегистрирован в 2016 году в Чувашии, в поселке Вурнары, в одной из квартир дома № 42 по ул. Ленина. Президентом (именно так!) фонда значится некий Алексей Зайцев.
«Трибуне» удалось связаться с господином Зайцевым по телефону. Президент удивился звонку из Коми, но трубку не бросил.
— Да, мы убрали наш сайт, — подтвердил Алексей Станиславович. — Потому что разные люди туда залезают, пишут всякие комментарии… На данный момент мы помогаем только одному больному ребенку — 8-летнему Артему.
— В Сыктывкаре есть местный благотворительный фонд «Сила добра», его деятельность прозрачна. А как действует ваша организация? — спросила я президента.
— В уставе фонда указано, что он может собирать деньги по всей России. Недавно мы начали сбор пожертвований и в Сыктывкаре. Волонтерам, по законодательству, разрешается выдавать до 20 процентов от собранных средств.
По словам президента Зайцева, «Лучик добра» действует легально, и с отчетностью у фонда все в порядке.
«Добро» под разными вывесками
В интернете можно обнаружить немало благотворительных организаций с похожими названиями: «Лучики добра», «Лучи добра», а также «Луч добра» (сочинский фонд, у которого, кстати, есть нормальный сайт со всей соответствующей информацией). А вот при попытке получить дополнительные сведения о чувашском «Лучике» тут же следует интернет-ссылка на казанский благотворительный фонд «Соверши добро».
Пришлось нам звонить и в Казань. Казанские благотворители сообщили, что никакого отношения к чувашскому фонду они не имеют, и даже обещали разобраться.
В общем, запутанное это дело — благотворительность. А мы еще сетуем, что в мире, дескать, мало добрых людей. «Добра», оказывается, навалом! И «лучики» его проходят через все российские регионы. Причем иногда доходит и до явной конкуренции.
Наверное, благотворителям пора уже собраться и подписать какую-нибудь конвенцию о «разделе страны». Дети лейтенанта Шмидта в свое время именно так и поступили.
Екатерина МАКАРОВА.