Живой щит
Жители окрестных домов собираются встать живым щитом на пути застройщика, который намерен вырубить березовую рощу и построить рядом с лечебным учреждением особняк. При этом будет уничтожен участок существующего зеленого массива, созданного за многие годы руками медработников, которые начали сажать деревья сразу после постройки здания — еще в 1964 году. Выяснилось, что чиновничья рать во времена правления мэра Романа Зенищева «порадела» заместителю министра здравоохранения республики Сергею Кудинову и отдала ему участок возле поликлиники в аренду. В текущем году арендатор продал (переуступил) участок новому владельцу, который уже приготовился пилить деревья.
На встрече с общественниками «правили бал» городские чиновники…
Гром среди ясного неба
О том, что рощу будут рубить, жители узнали случайно: на участке объявился человек, который пояснил соседям, что собирается строить здесь жилье. Владельцы частных домов, узнав о предстоящих порубках, возмутились: им на своем участке одно дерево срубить нельзя без разрешения, а тут — целая роща! На каком основании? Это же «легкие» города!
14 июня, собрав два десятка подписей возмущенных соседей, инициативная группа направила запросы о законности «приватизации» и продажи участка в администрацию города, а также в городскую и межрайонную природоохранную прокуратуру.
В Багдаде все спокойно!
Первым пришел ответ, подписанный заместителем главы Сыктывкарской администрации Натальи Хозяиновой. В нем говорилось, что «испрашиваемый земельный участок оформлен в соответствии с законодательством». Чиновница разъяснила, что еще в декабре 2010 года администрация города опубликовала в газете «Панорама столицы» и разместила на своем сайте объявление о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка площадью 1260 метров по улице Восточной для строительства жилого индивидуального дома. За отведенный для подачи месяц заявок не поступило, а потому аукцион проводить не потребовалось. Был произведен кадастровый учет участка, а 4 февраля он был отдан в аренду на 10 лет единственному на тот день заявителю.
Дополнительно чиновница указала, что коль участок передан в собственность, то вред, причиненный зеленым насаждениям вырубкой деревьев, возмещению не подлежит.
Ответ из прокуратуры города мало отличался от «мэрского». Суть его была та же: «оснований для применения прокурорского реагирования не усматривается». Правда, из этого документа жители почерпнули интересную информацию о собственности земли: участок на момент передачи в аренду был как бы ничейный, а потому им вправе распоряжаться орган местного самоуправления. Проще говоря, чиновники мэрии.
Природоохранная прокуратура прислала практически такой же ответ, но разъяснила, что собственником участка является на текущий момент администрация города, а она имеет право делать на нем все, что пожелает. В том числе и вырубать деревья. Поскольку деревья пока не вырубались и разрешение на их уничтожение не выдавалось, и оснований для реагирования не имеется.
А что за кулисами?
Получив ответы, инициативная группа могла умыть руки, но вместо этого занялась сбором данных. Общественники пошли в библиотеку, в администрацию, подняли архивы. И вот что выяснили.
Объявления о приеме заявлений в газете не оказалось. Протокола заседания о передаче участка в аренду — тоже. А когда общественники обратились к кадастровому инженеру, проводившему отвод участка, выяснилось, что он его не делал! Более того, инженер пояснил, что на тот момент кадастровая служба только создавалась, и его сертификатом могли пользоваться другие люди. Сам он точно ничего не подписывал и на указанном участке не бывал…
Дотошные защитники рощи заметили еще один интересный факт: мэрия выделила заявителю не 1000 квадратных метров, как он просил, и даже не 1250, как было указано в объявлении, а 1460. Это что, бонус за смелость? Или подарок от щедрот распорядителя?
Заинтересовал общественников и сам новый хозяин участка.
Собственное расследование
Надо сказать, что к тому времени у инициативной группы уже имелся договор аренды, из которого явствовало, что участок получил некто Сергей Кудинов, на тот момент занимавший пост начальника управления муниципального заказа. В интернете они наткнулись на заметку под названием «Воры в стране заканчиваются — приходится использовать бывших в употреблении», напечатанную в газете «Молодежь Севера» 8 июля 2011 года. В ней рассказывалось о том, что спустя всего лишь год после того, как Кудинов был признан виновным в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, повлекшем «пропажу» более 2 млн рублей, он появился на новом посту — заместителя министра здравоохранения Коми. Уголовное преследование чиновника было связано с делом бывшего замглавы администрации Сыктывкара Сергея Лученкова. Тогда суд запретил Кудинову занимать ответственные посты, но он каким-то образом вскоре оказался в новом чиновничьем, причем более высоком кресле.
Общественники заподозрили, что участок был передан также «не чисто». И ведь так оно и оказалось! Им удалось узнать, что объявление о передаче участка было напечатано не в «Панораме столицы» с тиражом в 85 тысяч экземпляров, а в ее приложении в тысячу штук, предназначенном в основном для служебного пользования (там печатаются документы). Естественно, объявления в несколько строк мелким шрифтом практически никто не видел, а потому и желающих взять участок не нашлось.
Аукцион невиданной щедрости
И все же назвать произошедшее коррупцией общественники не решились. Этот термин подразумевает использование должностным лицом своих полномочий в целях личной выгоды. Но ведь не сам же Кудинов передал себе участок, это сделали другие! Может, они просто не обратили внимания на мелкие подтасовки в документах? Инициативная группа снова обратилась в администрацию города за разъяснениями. А заодно и в прокуратуру.
В ответ та же Хозяинова разъяснила обратившимся, что по законам 2010 года рассмотрения на техническом совете вопроса о выделении земли и составления протокола не требовалось. Наверное, это надо понимать проще: кто успел, тот и получил. И это очень озадачило жителей частного сектора. Вы только представьте: в Краснозатонском, к примеру, участок земли продавался за миллионы, а тут отдавали в аренду 14 соток земли за 447 рублей в год!
Недавно инициативная группа побывала на приеме у главного архитектора города Владимира Рунга. «Поликлиника уже сейчас переполнена, здесь действует реабилитационный центр, а потому наверняка ей потребуется расширение», – убеждали они. Выслушав аргументы посетителей, Владимир Рунг пообещал разобраться в ситуации и выяснить, каким образом участок оказался в аренде у частного лица. Пообещал он подумать и о создании парка на месте предназначенной под вырубку березовой рощи.
Отрыжка прошлого
30 августа на месте будущего особняка собралась настоящая толпа из представителей трех политических партий, депутатов и общественников. В ходе дискуссии говорилось о том, что история с передачей участка зеленой зоны в аренду частному лицу — это отрыжка темных делишек прежнего руководства города. Нынешним чиновникам вовсе не хочется отвечать за художества своих предшественников. Тем более что разбирательство и поиски виновных могут привести к новым уголовным делам.
Принято решение создать специальную депутатскую группу, которая выяснит все обстоятельства и привлечет для решения проблемы нужные ведомства. К примеру, депутат Госсовета Сергей Артеев предложил воспользоваться пунктом договора аренды, в котором говорится: арендодатель имеет право изъятия участка для государственных и муниципальных нужд. А поскольку поликлиника и город действительно нуждаются в расширении площадей и в создании парков и скверов, которых катастрофически не хватает, это было бы соломоновым решением. Не потребовалось бы даже искать виновных в подтасовке документов… Хотя и это не помешало бы.
Анатолий ПОЛЬКИН.