Строительство трассы Сыктывкар — Нарьян-Мар затянулось

Громадье планов

Если провести среди жителей Коми опрос, какие местные долгострои им известны, то многие сразу вспомнят три наиболее часто упоминаемых в СМИ: железнодорожную магистраль «Белкомур», благодаря которой Коми сможет поставлять свою продукцию в Европу по короткому пути, аэропорт в местечке Соколовка и санаторий в Серегово, ставший за три десятилетия строительства символом чиновничьей бесхозяйственности.
Но есть еще один масштабный проект федерального значения, имеющий к тому же для российских властей гораздо большее значение, чем названные выше. О нем на самом высоком уровне говорили 16 августа в Калининграде, на совещании с участием Президента РФ Владимира Путина, посвященном развитию транспортной инфраструктуры страны. Речь идет об автодороге Сыктывкар — Нарьян-Мар.
НАО остается единственным материковым регионом страны, который не имеет устойчивой автомобильной связи с остальной Россией. При важности освоения просторов Арктической зоны здесь до сих пор нет автодороги из европейской части России в сторону Карского моря, пригодной для круглогодичного использования.

Гладко было на бумаге

Если судить по цифрам, на 85 процентов дорога уже построена. Но эта цифра практически не меняется последние лет десять, а иногда даже и уменьшается, поскольку некоторые части подготовленных к эксплуатации участков и объектов приходят в негодность и для их восстановления опять нужны средства. Так случилось с мостом через реку Шапкина (Пильворъяга) в НАО. Еще в «нулевые» годы он был построен на 90 процентов. Затем все работы приостановили, но о консервации объекта никто не подумал. Теперь в ремонт моста надо будет вкладывать дополнительные средства.
А ведь еще нужно практически «с нуля» построить автодорожный мост протяженностью 1300 погонных метров через Печору в районе Усть-Усы. Предварительная стоимость этих работ составляет 15 миллиардов рублей. Учитывая, что страна живет сегодня в условиях хронического безденежья, найти средства будет весьма непросто.

Туман неопределенности

Для жителей НАО сегодня поездка на «большую землю» — это как спецоперация, особенно если речь идет, например, о покупке автомобиля. Чтобы его доставить в Нарьян-Мар, нужно доехать до Щельяюра (Ижемский район), а оттуда спуститься на пароме по Печоре до столицы округа. Поэтому автомобильная дорога, которая бы позволяла за два дня добраться до Кирова, а там уже есть и железнодорожный, и авиатранспорт, нашим географическим соседям крайне необходима. Конечно, не только для частных поездок, но и для удешевления доставки товаров.
Жителям Коми новая трасса также нужна, особенно тем, кто проживает в Ижемском, Усть-Цилемском и Печорском районах. Но чтобы ее строить, повторим, необходимы значительные средства, которых в республиканском бюджете нет. Более того, в ближайшие два года ожидается ощутимое сокращение налоговых поступлений. В НАО тоже не жируют. Только в этом году из-за падения цен на нефть доходы тамошнего бюджета сократились фактически на треть!
В свое время бывший глава Коми Вячеслав Гайзер предложил реализовать амбициозный проект не из бюджетных средств, а в рамках государственно-частного партнерства. Это значит, что концессионеры или инвесторы не только помогут построить дорогу, но и, прежде чем передать ее в федеральную собственность, должны будут какое-то время ее содержать. Но нужна ли будет эта дорога государству лет через десять? В современной России так далеко заглядывать и строить планы сложно, тем более в условиях низких цен на нефть и международных экономических санкций.

Сергей МОРОХИН.

Автодороге – быть!

Тему строительства стратегически важной для Коми и НАО автодороги обсудили недавно глава Коми Сергей Гапликов и председатель Комитета Госдумы России по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
– В настоящее время республика осуществляет строительство дороги за счет собственных средств, в том числе с применением механизмов ГЧП в виде концессии. Для привлечения федерального финансирования необходимо передать эту дорогу в федеральную собственность, – высказал свое мнение глава республики.
Е. Москвичев готов поддержать это предложение. «В сентябре в Ульяновске планируется встреча с президентом России по развитию наземного пассажирского транспорта, где мы предложим обсудить этот вопрос», – отметил депутат Госдумы РФ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники