Из рассказа молодой мамы: «Уже два года из-за особенностей в поведении сына мы не можем ездить в автобусе. В магазин с ребенком я заходить боюсь. Прийти на прием к врачу в поликлинику для нас – ужасное испытание. Укоряющие взгляды, грубые советы, осуждения в адрес меня и ребенка».
Четырехлетний малыш страдает ранним детским аутизмом.
«Живут в собственной скорлупе»
– К сожалению, мы очень мало знаем об аутизме, часто информация носит псевдонаучный характер, – говорит педагог-дефектолог Ольга Юркова. – Говоря о таких детях, хочется предостеречь взрослых от некорректного поведения по отношению к таким малышам и их родителям.
Впервые детский аутизм в 1943 году подробно описал Лео Каннер: «Выявленное… расстройство заключается во врожденной неспособности к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях.Такие дети «самодостаточны», «живут в собственной скорлупе», «особенно счастливы, когда их оставляют в покое», «ведут себя так, как будто вокруг них никого нет».
В нашей стране целенаправленная работа с детьми с ранним детским аутизмом началась около тридцати лет назад. Считалось, что таких людей очень мало. Однако сегодня российская статистика отмечает, что расстройствами аутистического спектра (РАС) страдает 1% детей от общего количества дошкольников. В Сыктывкаре 25 тыс. дошколят, легко сосчитать, сколько деток нуждаются в квалифицированной помощи специалистов.
Как распознать «аутенка»
Недостаток знаний педиатров, педагогов-психологов и дефектологов о признаках РАС ограничивает возможности ранней диагностики, продолжает О. Юркова. Это приводит к развитию стрессовой ситуации в семье, проблемам в детском саду. Специализированную помощь ребенку оказывают с запозданием или не оказывают вовсе.
Сложность в том, что только у 8% детей можно установить РАС в младенческом возрасте. Остальные малыши до 2-2,5 лет развиваются «формально правильно», у них даже может формироваться активная речь. Но с 2,5 до 6 лет наступает глубокий распад уже обретенных навыков и умений, с 5 до 7 лет происходит дальнейшее искажение динамики развития.
Что должно насторожить родителей и педагогов? У детей с РАС отмечаются эмоциональные реакции — гнев, страх, раздражение. Ребенок может сам наносить себе повреждения: он бьется головой, вырывает волосы, царапает, кусает себя, издает истошные крики, визжит…
Особенный — уникальный
Если в вашей семье растет «особенный» ребенок, не стоит думать, будто он «потерян», необучаем, обладает низким интеллектом и с этим ничего нельзя сделать.
Среди людей, страдающих аутизмом, немало тех, кто обладает необычными способностями. Наверняка многие помнят замечательный фильм «Человек дождя». Чарли (Том Круз), общаясь со своим братом-аутис-
том Рэймондом (Дастин Хофман), не только видит, что аутист очень талантлив и обладает феноменальной памятью, но и сам становится лучше, добрее.
Дети-аутисты могут обу-чаться в среде типично развивающихся сверстников как в детском саду, так и в школе, но только при наличии специальных условий.
Самое главное условие — грамотные специалисты. В Сыктывкаре родители детей с РАС могут обратиться в Консультационный центр МАДОУ «Детский сад № 8». Консультации в центре бесплатные.