Оказывается, Владимир Путин лично знаком с некоторыми «спекулянтами-валютчиками» и даже дружески беседует с ними по телефону. Об этом он сам заявил на прошедшей вчера, 18 декабря, пресс-конференции.
Напомним, что ранее, 4 декабря, Путин обвинил спекулянтов в «игре» против рубля и пообещал «отбить у них охоту».
Все тут же начали гадать, кого президент имел в виду — банкиров, олигархов? Ведь, по идее, в ослаблении рубля объективно заинтересованы лишь крупные экспортеры нефти, получающие выручку в долларах или евро.
Указаний не ждите
Однако и вчера Путин не снял завесу тайны — не огласил фамилии.
«Кто это, можете перечислить по именам? И почему мы не можем с ними справиться?» — спросил президента журналист «РИА Новости». Тут же последовал и вопрос о возможной деноминации рубля.
— Это то, что было сделано нашими украинскими партнерами. Но это неэффективно. ЦБ не планирует ограничивать наших экспортеров по таким показателям, — ответил В. Путин. — Это не значит, что правительство не может работать через своих представителей в совете директоров. Но никаких директивных указаний не планируется.
Что касается спекулянтов. Это могут быть и иностранцы, и различные фонды, и компании. И в целом это вполне соответствует практике рыночной экономики. Они появляются всегда, когда можно заработать: на рынке, создавая для себя благоприятную ситуацию. ЦБ остановился в проведении валютных интервенций, другой вопрос, что можно было бы сделать это пораньше и пожестче, но это вкусовой вопрос.
Что касается того, кто это именно. Я вчера разговаривал с некоторыми из них по телефону, по-дружески. Спрашиваю, можно ли придержать. Он подумал, говорит: ну, нам по кредитам платить скоро. Я спрашиваю: а если попробовать? Он говорит: ну, вообще, у нас есть 3 миллиарда в загашниках. 3 миллиарда! Надо как-то регулировать, договариваться, — заключил глава государства.
Таким образом, витавшие в обществе надежды на то, что Путин на пресс-конференции озвучит некие кардинальные шаги по спасению рубля, не сбылись. Ясно только, что он время от времени звонит своим знакомым (вряд ли — иностранцам) и просит «попробовать». То есть президент действует в присущем ему ключе — пытается разрулить ситуацию «в ручном режиме». Ни о каких системных мерах речи не идет.
Что же касается оценки Путиным действий ЦБ, то, как говорится, о вкусах не спорят. Спор тут вообще не уместен. Цифры на табло в обменниках говорят сами за себя.
Чтобы когти не вырвали
Многие независимые эксперты видят корни нынешнего кризиса в том, что «политика у нас бежит впереди экономики». То есть прежде чем предпринимать какие-то судьбоносные действия на внешней арене, не худо бы просчитать их последствия, в первую очередь — для простых россиян.
Но Путин считает иначе. Это он подтвердил и на вчерашней встрече с журналистами. Его спросили прямо: «Происходящее с экономикой — это расплата за Крым?»
— Нет, это плата за наше естественное желание сохраниться как нация и цивилизация, — заявил В. Путин. — Я уже сказал, что после развала СССР мы абсолютно раскрылись, и что мы увидели? Прямую поддержку терроризма на Северном Кавказе. По любому вопросу, что бы мы ни делали, мы встречаем проблемы и оппонирование. Давайте вспомним Олимпиаду — как мы готовились, но были приняты попытки дискредитировать подготовку к Олимпиаде. И так бесконечно.
Я приводил пример: мишке, который охраняет тайгу, если продолжить аналогии, иногда приходится питаться ягодками, медком – может, в покое оставят? Не оставят, не удастся посадить на цепь, вырвать зубы и когти. Ядерное сдерживание — это и есть такая цепь. Мол, несправедливо, что Сибирь принадлежит России с ее богатствами. Отхапать у Мексики Техас — это справедливо, а что мы у себя хозяйствуем — несправедливо. Вырвут когти и зубы — мишка не нужен, сделают чучело. Суверенитет и право на существование! Крым не при чем. Санкции. Из общего объема проблем 25% — это влияние санкций. Мы хотим сохраниться и бороться, пройти, выйти более независимыми, или мы хотим чтобы нашу шкуру повесили на стенку?..
Итак, если суммировать, на пресс-конференции были по сути даны ответы на извечные русские вопросы.
1. Во всем виноваты враги.
2. «Что делать?» Как, что?! Охранять тайгу! Тайги у нас много – на всех хватит…
Виктор СЕМЕНОВ.