ЖКХ — это «черная дыра», в которую уходят миллиарды рублей. При этом суммы в платежках за коммунальные услуги растут с быстротой лука на грядках.
На «подогрев» тарифов влияет несколько факторов. Во-первых, жадность монополистов, торгующих теплоэнергоресурсами. Во-вторых, алчность управляющих компаний — посредников в этой торговле. В-третьих, корыстолюбие председателей ТСЖ.
ЖКХ — это государство в государстве. И действует по тому же фискальному принципу: взять у народа по максимуму. Ради личного обогащения правящей верхушки — жуликов и воров.
Валерий Зайнулин: «Чтобы был порядок в ЖКХ, эту сферу
должно контролировать не государство, а сами жильцы».
Никакой коммерции
— ЖКХ должно быть прозрачным, удобным и экономным, — считает председатель регионального отделения «Общество защиты прав потребителей» Объединения потребителей России Валерий Зайнулин.
С 2009 года специалисты организации помогают жителям республики отстаивать права в случае, если им была навязана дорогая и ненужная услуга, продан некачественный товар, обмануты их ожидания. У них достаточно успешная практика защиты граждан в судах. Теперь эта организация взялась и за самую конфликтную сферу хозяйствования — ЖКХ. Образно говоря, хотят добавить к слову «криминализация» приставку «де» и загнать строптивую лошадку по имени ЖКХ в правовое стойло. Более того, перенаправить солидные денежные потоки, которые крутятся в этой сфере, не в карманы председателей ТСЖ и директоров управляющих компаний, а непосредственно на содержание жилья.
— Задачи, которые вы ставите, выглядят как утопия, — засомневался корреспондент «Трибуны». Однако В. Зайнулин уверен, что этот проект будет успешным.
— Чтобы стать участником процессов и попытаться влиять на отношения изнутри, мы уже создали автономную некоммерческую организацию «Контроль и управление ЖКХ». Главное — исключить из основных целей бизнеса в ЖКХ получение прибыли. Это решается тем, что вместо учредителя-физического лица, который, возможно, уже живет не в Коми и даже не в России, учредителем становится некоммерческая организация. Сам бизнес ЖКХ, его структура, адаптированная к сегодняшним экономическим реалиям, не изменяется. Но меняется выгодоприобретатель. Всю прибыль от управления можно будет запустить в оборот, то есть непосредственно на содержание дома. Некоммерческая организация работает по принципу сотрудничества. А это значит, что не может быть никакого сокрытия информации.
— Вы говорите «прибыль». Но сегодня все управляющие компании в голос плачут, что денег катастрофически не хватает.
— Это не так. Недавно в СМИ писали о приговоре руководителю ООО «Октябрьская управляющая компания» Евгению Шарапову. Сыктывкарский городской суд приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Осужден он за растрату, совершенную с использованием своего служебного положения. По сообщению прокуратуры республики, он вместе с неким индивидуальным предпринимателем из Сыктывкара «приватизировал» свыше 45 млн рублей. Эти деньги были собраны с жильцов многоквартирных домов и подлежали перечислению поставщикам коммунальных ресурсов, но директор переводил их на счета аффилированных организаций.
«Война миров»
— Валерий Габдулович, а что нужно сделать, дабы привлечь к контролю самих граждан?
— Действительно, у нас сейчас во многом функции контроля взяло на себя государство, в том числе через достаточно жесткое законодательство. Фактически контроль осуществляется в цепочке «потребитель — государство — управляющая компания». Такая цепочка затратна, неэффективна и даже внутренне противоречива, поскольку штрафы, наложенные контролирующим органом на управляющую компанию, в конечном счете почти всегда ложатся на плечи самих жильцов. Такая цепочка предполагает оппонирование сторон, возрастающую конфликтность, а не сотрудничество. Сотрудничество может возникнуть, когда потребитель и исполнитель работ имеют одинаковые или хотя бы близкие цели. И здесь мы вступаем на достаточно сложную в идейном плане «терра инкогнита».
— Что вы имеете в виду?
— В биологических и социальных науках существует такой парадокс — «трагедия общего», – который заключается в том, что частный интерес всегда уничтожает общее. Вот живой пример.
В доме, где организация арендует помещение, возник конфликт внутри ТСЖ. В стычку, которую в Общественной палате Коми обозвали как «войну миров» (слава Богу, что не взяли в руки автоматы!), вступили две стороны. Первая выступала за сохранение ТСЖ, и другая сторона назвала их жуликами. Те, в свою очередь, окрестили своих оппонентов «быдло». Эта вторая сторона выступала за ликвидацию ТСЖ, чтобы списать долги. В течение конфликта практически все члены ТСЖ объединились вокруг второй платформы. Проголосовали за ликвидацию ТСЖ и прощение долгов, а качество услуг, которые были переданы управляющей компании, ухудшилось…
В 2009 году американка Элинор Остром получила Нобелевскую премию за сформулированные ею пути преодоления «трагедии общего». Если коротко, то это доверие и контроль, которые реализуются через так называемые «институции коллективного действия».
— И как это относится к нашей теме?
— Приведу второй пример. Я живу в большом многоквартирном доме, и у нас, как у многих, масса автомобилей, паркующихся на газоне. На кусочке свободного от машин газона я посадил дуб и потихоньку стал благоустраивать этот кусочек земли. Сначала на меня смотрели как на юродивого, потом соседка посадила рядом с дубом розу, потом сосед отгородил от машин бетонными чушками газон рядом, посеял траву и посадил дерево. И последнее, что очень важно, председатель ТСЖ встретился с дворником дома и сказал ему, что они заказали бетонные чушки, освободят от автомобилей газон и будущей весной завезут землю, посадят траву и деревья. Вот это является позитивной инициализацией коллективного действия.
Ключевые управленческие решения, считает Элинор Остром, должны приниматься как можно ближе к месту событий и по возможности самими участниками. Я думаю, что это применимо и к управлению в сфере ЖКХ. Подчеркиваю, что подобные действия могут быть эффективны и способствуют улучшению качества жилищно-коммунальных услуг. Но только в том случае, если цели потребителя и исполнителя работ совпадают.
Вот в этом идейном поле и будет осуществлять свою деятельность организация «Контроль и управление ЖКХ», которую мы создали вместе с моим коллегой по Объединению потребителей России в Коми Игорем Сбоевым.
Лиля ВОВК.
P.S.
Как стать экспертом
Национальный центр «ЖКХ Контроль» предлагает жителям Коми присоединиться к всероссийскому образовательному проекту, который позволит превратить собственников квартир в экспертов по вопросам ЖКХ.
Главная цель — научить жильцов отстаивать свои права. Все желающие с помощью интернета могут присоединиться к проекту в любой момент — как для поиска ответов на собственные вопросы в ЖКХ, так и для полного прохождения курса и получения сертификата жилищного консультанта.
Обучение и тестирование — бесплатны. Обучившись, граждане смогут оказывать квалифицированную помощь потребителям ЖКУ. Всего «ЖКХ Контроль» планирует подготовить не меньше тысячи специалистов в 45-ти регионах.
Для начала достаточно заполнить анкету на сайте www.gkhkontrol.ru. Программа включает 10 вебинаров, выложенных на сайте НЦ «ЖКХ Контроль» в разделе «Образовательный проект: стань жилищным консультантом». Тематика курса: «Управление многоквартирным домом», «Общее собрание собственников», «Совет многоквартирного дома», «Содержание и текущий ремонт», «Особенности управления домом управляющей компанией», «Особенности управления домом ТСН/ТСЖ».