С 1 января автобусный билет в столице Коми подорожает сразу на 3 рубля. Прибыль достанется частным фирмам, которые придут на смену государственному предприятию, а казна в результате понесет убытки – так считают лидеры профсоюзов автотранспортников.
«Тихий» протест
Несколько раз за последнее время председатель профкома сыктывкарского «Альфа-Транса» Наталья Занегина в знак протеста против развала своего автопредприятия выходила на одиночные пикеты. Пикеты прошли в Сыктывкаре и даже в Москве — у стен Белого дома.
Как сообщила «Трибуне» Наталья Занегина, на минувшей неделе в «Альфа-Трансе» состоялось собрание трудового коллектива, на котором руководитель ООО Сергей Ситников сообщил о планах передела рынка пассажирских перевозок. В соответствии с ним с 1 января перевозками пассажиров в столице займутся исключительно частные предприятия.
Напомним, сегодня главное транспортное предприятие столицы — ООО «Альфа-Транс» — полностью контролируется государством. Его учредитель – ОАО «Комиавтотранс», 100% акций которого принадлежат государству. Авторы проекта, видимо, считают, что замена «Альфа-Транса» на линиях города частниками должна привести к росту конкуренции и удешевлению пассажирских перевозок. Но вот парадокс — одновременно, с 1 января, цена билета на городских маршрутах подскочит до 20 рублей.
Мутная история
Тариф в 20 рублей был установлен на основе выкладок, предоставленных чиновникам «Альфа-Трансом». Именно этот перевозчик доказал, что его затраты составляют примерно эту цифру.
Однако работать по этому тарифу теперь будет частник. Частники возили пассажиров и раньше. Но сколько они реально тратили на перевозку пассажиров — тайна за семью печатями. Хотя некоторые чиновники об этом догадываются. К примеру, заместитель мэра Сыктывкара Магомед Османов в одном из недавних интервью заявил: если б сыктывкарских частников заставили защищать свои расходы, они и 13-ти рублей не смогли бы обосновать.
Это, скажем так, одна сторона автобусного билета. Еще одно противоречие заключается в том, что последний раз пассажиропоток в Сыктывкаре изучали более трех лет назад.
Между тем закон предписывает рассчитывать тариф исходя из пассажиропотока, который следует изучать каждые три года. Необходимо знать, сколько пассажиров в городе, растет ли их количество или убывает, сколько автобусов используется и так далее. Без всего этого определять тариф — все равно что вилами по воде водить.
По оценкам рескома профсоюзов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, ныне существующий тариф в 17 рублей вполне мог обеспечить пассажирские перевозки в Сыктывкаре частным структурам. Ведь у них нет серьезной ремонтной базы, складов, зданий (в том числе специально оборудованных гаражей, боксов и т. д.). Следовательно, и себестоимость перевозок у частников гораздо меньше.
Гонки на лысой резине
Конечно, частник мобильнее, эффективнее и предприимчивее структур, контролируемых государством. Но это — в обычном бизнесе. А пассажирские перевозки — все-таки не столько бизнес, сколько социальная сфера.
По мнению лидеров рескома автотранспортников, сегодня частные пассажирские автобусы в Сыктывкаре работают «эффективнее» «Альфа-Транса» лишь благодаря огромному количеству нарушений транспортного законодательства.
Транспортному предприятию необходима техническая база. А у большинства частных извозчиков сегодня нет даже смотровой ямы. Хотя пассажирский автобус обязан регулярно проходить техническое обслуживание. После каждых трех тысяч километров — ТО-1, после 14 тысяч — ТО-2. И так далее. При этом многие детали нужно менять в зависимости от пробега, а не оттого, что они вышли из строя. Пришло время — меняй. Конечно, никому нельзя ездить на лысой резине. Но если вовремя не менять резину у общественного транспорта — это уже преступление. Так обеспечивается главное требование к пассажирским перевозкам — безопасность.
Что откуда вытекает?
«Альфа-Транс» для бюджета — достаточно прозрачное предприятие. Здесь видно, куда втекают денежные ручейки и откуда вытекают. Да, предприятию дают бюджетные деньги. Но с этих денег и с того, что предприятие зарабатывает, в полном объеме платятся налоги. Работники получают «белую» зарплату и, соответственно, платят подоходный налог.
Создание же частных ООО на базе «Альфа-Транса» для того и затеяно, чтобы меньше платить налогов, они переходят на вмененный налог. Выходит, чиновники рубят сук, на котором сидят?
Всем известно, как платят сегодня зарплату частные перевозчики. Водителю начисляют минимальную зарплату в 5-7 тысяч рублей, остальное он получает «вчерную»: автобус дали, вот и крутись.
Получая «на бумаге» минимальную зарплату, большинство водителей частных фирм с полным основанием обращаются в социальные службы и «доят» бюджет, получая как «малоимущие» субсидии на оплату коммунальных услуг и так далее. Ну и где же тут бюджетная экономия?
Водителям «Альфа-Транса» уже пообещали, что их заработок будет напрямую зависеть от того, сколько денег они привезут с линии. Это прямое нарушение закона — ставить водителя пассажирского автобуса в зависимость от коммерческого результата. В этом, кстати, и причина лихих гонок, которые устраивают частные автобусы на улицах города и особенно на эжвинской трассе.
На горе стоит автобус…
— Как коллектив «Альфа-Транса» отнесся к инициативе, предложенной руководителем Сергеем Ситниковым? – спросили мы Наталью Занегину.
— Отрицательно. Однако альтернативы работникам никто не предлагает. Руководство преподносит все так, будто эта идея спущена из правительства и обсуждать тут нечего. Каждый теперь просто должен принять решение — уволиться из «Альфа-Транса» и перейти на работу в одну из создающихся частных контор. А у людей — долги, кредиты, которые они набрали из-за того, что у нас годами не повышали зарплату, и люди терпели это, надеясь на лучшее будущее.
Я убеждена, что авторы идеи — сами руководители «Комиавтотранса» и «Альфа-Транса». Причем вызрела она у них давно. И в соответствии с этим планом предприятие долгое время опускалось в пучину долгов. Эти руководители приняли «Альфа-Транс» с долгами в 30 с небольшим миллионов рублей, а сегодня долг перевалил за 150 миллионов. Никто в этой ситуации не занимается повышением эффективности работы, сокращением ненужных звеньев управления. К примеру, «Комиавтотранс» сегодня — это 10 высокооплачиваемых управленцев, с кабинетами, машинами, личными водителями и так далее. При этом они практически не участвуют в производственном процессе — просто распределяют государственные деньги, сдают производственные мощности в аренду. Сегодня это классическая «прокладка» между бюджетом и производственным звеном. Вот с упразднения таких звеньев власть и должна начинать, если хочет сэкономить бюджетные деньги и навести порядок на транспорте.
Владимир ОВЧИННИКОВ.